Андрей Смирнов
Время чтения: ~25 мин.
Просмотров: 747

Подключение трех (третьего) усилителя

В этой статье показано, как можно подключить два отдельных моно усилителя звука, чтобы в итоге получить один стерео усилитель.

1573820184_bandicam-2019-11-15-14-56-21-924.jpg

Для примера автор будет использовать две платы моно усилителей D класса на микросхемах ТРА3118, а так же пару плат моно усилителей АВ класса на микросхемах ТDA2030a.1573820222_bandicam-2019-11-15-14-56-53-168.jpg

Представленные выше усилители с однополярным питанием, это когда для питания необходимо 2 провода: один – плюс, а второй — минус. Если усилитель стерео на одной плате, то с этим все понятно: вход, выход и питание.

1573820216_bandicam-2019-11-15-14-57-25-704.jpg

Но когда мы имеем дело с двумя моно усилителями на отдельных платах, то тут уже возникают определенные вопросы, особенно у начинающих радиолюбителей.1573820178_bandicam-2019-11-15-14-57-18-732.jpg

Для подачи звукового сигнала на плату усилителя звука понадобятся разъемы RCA (тюльпаны).

1573820169_bandicam-2019-11-15-14-57-34-694.jpg

Их необходимо припаять к контактам разъема.

1573820229_bandicam-2019-11-15-14-57-42-163.jpg

Для каждого усилителя необходим свой такой провод с разъемом.

1573820184_bandicam-2019-11-15-14-58-01-741.jpg

Для питания усилителей автор решил задействовать вот такой импульсный блок питания от ноутбука с напряжением на выходе 19В и током 4,74А.

Данной значение напряжения питания (19В) попадает в допустимый диапазон напряжений питания вышеупомянутых усилителей.

Для подключения плат к блоку питания не лишним будет вот такой разъем 5,5 х 2,5мм.

1573820181_bandicam-2019-11-15-14-58-32-717.jpg

Штырек в средине в данном примере — это плюс (+), а контакт по кругу – минус (-).

1573820224_bandicam-2019-11-15-14-58-44-399.jpg

Для более простого понимания на изображении ниже представлена схема подключения усилителей:

1573820218_bandicam-2019-11-15-14-58-48-840.jpg

При питании от аккумулятора подключение выполняется аналогичным образом.

1573820165_bandicam-2019-11-15-14-58-54-352.jpg

Далее, соблюдая полярность, припаиваем к контактам разъема питания все необходимые провода.

1573820160_bandicam-2019-11-15-14-59-01-233.jpg

На плюсовый контакт автор припаял 2 красных провода, а на минусовый контакт — 2 синих провода. Также на минусовый контакт были припаяны еще пара более тонких провода для соединения с экранами проводов входов на усилители.

1573820194_bandicam-2019-11-15-14-59-21-433.jpg

В итоге все минусы как бы сходятся в одну точку поближе к источнику питания. Такое подключение по схеме «звезда» дает возможность избавится от петель по минусу и тем самым исключить вероятность образования различных гудений, помех, наводок и прочих неприятностей.В случае с блоком питания, все соединения необходимо производить как можно ближе к клеммам блока питания.

При запаивании провода питания к контактам питания на платах усилителей звука обязательно соблюдаем полярность! Следующими на очереди у нас входные провода с разъемами.На плате усилителя имеются соответствующие контакты входа, один сигнальный, а второй минусовый. Сигнальный контакт в данном усилителе обозначен как плюс (+).

Сигнальный провод, который в изоляции, припаиваем на сигнальный вход усилителя с меткой плюс (+), а провод экрана можно припаять рядом на минусовый контакт.1573820170_bandicam-2019-11-15-15-00-42-841.jpg

Но стоит учитывать, что при таком подключении в схеме могут появиться петли по минусу и могут возникнуть шумы в колонках. Если все делать по уму, то в таком случае необходимо свести все минусы в одну точку по схеме «звезда».

1573820185_bandicam-2019-11-15-15-01-16-712.jpg

Тянуть провода питания сначала на один усилитель, а потом с одного на другой не желательно. Правильно и по теории — это тянуть провода питания на каждый усилитель свои, и все минусы (они же земли в усилителях с однополярным питанием), и звуковые тоже, необходимо тянуть в одну общую точку по схеме «звезда» и тем самым принудительно задавая пути движения тока, чтобы ток самовольно не шатался по схеме.Если кратко, то появление фонового шума в динамиках связано с разными длинами проводов аудио земли и минусов проводов питания, а ток, как мы знаем, течет по пути наименьшего сопротивления. Таким образом при не правильной сборке схемы может получится, что ток минуса питания частично или полностью потечет, например, по тем же звуковым минусам. Это приведет к падению напряжения питания на звуковом минусе, будет образование слабого магнитного поля, будет наводка от этого слабого магнитного поля на входные провода или дорожки на платах, и в колонках мы услышим фоновое гудение.Вот так выглядит собранная схема, состоящая из двух усилителей:Если все делать не спеша, то никаких сложностей возникнуть не должно. Следующим шагом попробуем подать питание на усилители, но перед этим необходимо еще раз все проверить и убедиться в правильности собранной схемы, и только после этого можно с уверенностью подключать блок питания к разъему питания усилителей.

Как видите, светодиодные индикаторы на усилителях засветились, что в свою очередь сигнализирует о наличии питания. Отлично, усилители запитаны.Для теста автор решил использовать колонки Радиотехника S-30B.Обязательно, соблюдая полярность, необходимо припаять провода с колонок на контакты выходов усилителей звука. Для подачи звукового сигнала на усилители необходим вот такой кабель с разъемами: с одной стороны — миниджек 3,5 мм, с другой — 2 RCA, они же тюльпаны. Все готово, можно приступать к проверке работоспособности. Первым делом подаем питание на усилители.Хлопка при включении не было, но в колонках присутствует не большой фоновый шум. Этот фон из-за того, что входы усилителей никуда не подключены и цепи по входам разомкнуты, в этом случае фон — это нормально. Чтобы избавиться от гула необходимо просто подключить источник звука на входы усилителей и замкнуть цепи по входам.Источником звукового сигнала послужит смартфон. Снова подаем питание на усилители и включаем штекер 3,5мм в телефон.Цепи по входам замкнулись и фон полностью пропал. Из колонок звучит музыка, следовательно, усилители работают. На минимальной громкости полная тишина, посторонние шумы отсутствуют, помех тоже нет, схема работает отлично, значит все собрано верно.Аналогичные усилители АВ класса с однополярным питанием подключаются абсолютно так же, как и усилители D класса с однополярным питанием, аналогично и усилители А класса с однополярным питанием и т.д. Не зависимо от класса усилителя на нем присутствует вход, выход и питание, и подключаются они все одинаково. Исключения конечно есть, но встречаются кране редко. Чтобы продемонстрировать это автор, вместо усилителей на ТРА3118, подключил усилители на TDA2030a, напряжения питания усилителей позволяют питать их от 19В.

На время теста на микросхемы желательно прикрутить небольшие радиаторы. После этого подаем питание на эту сборку.Если телефон не подключен, то фон также присутствует, хотя класс усилителей уже АВ. Соответственно при подключении телефона фон пропадает и на минимальной громкости в колонках полная тишина аналогично с усилителями D класса. Далее автор решил попробовать запитать сборку от вот такого импульсного блока питания, с выходным напряжением 24В. Все работает и играет, но в динамиках присутствует характерный звенящий высокочастотный фон на минимальной громкости. Этот фон идет именно от работы внутренней импульсной схемы блока питания, его в итоге мы и слышим из колонок. Если поменять усилители АВ класса на усилители D класса, то фон практически исчезает, но все-таки при минимальной громкости его все еще можно услышать. Так что лучше всего пробовать и подбирать подходящий блок питания именно для этих задач. Для теста были использованы импульсные блоки питания, но можно использовать по классике и трансформаторные, это уже по желанию.

Видеоролик автора:Доставка новых самоделок на почту

Теория. Типы соединений

В электрике есть два типа соединений — последовательное и параллельное. При последовательном соединении сопротивление суммируется, при параллельном становится ниже, чем самое малое из соединённых. Это то, что стоит помнить и что пригодится для того, чтобы правильно подключить динамики.

Основные формулы для параллельного и последовательного подключения

Есть ещё смешанное соединение. Это когда последовательные цепочки и параллельное подключение «намешаны». В таком случае применяют формулы расчёта, постепенно приходя к одной из «чистых» схем — параллельному или последовательному.

Смешанное соединение и его преобразование в «простое»

На рисунке показано последовательное преобразование сложного смешанного соединения в простое.

Как соединять

Если вы ожидаете, что вам скажут подключайте только параллельно или только последовательно — зря. Схема подключения подбирается индивидуально. Учитывать надо два основных момента:

  1. Мощность усилителя.
  2. Сопротивление нагрузки усилителя.

Реализация параллельного подключения

Если у вас есть усилитель определённой мощности и есть подходящие под него колонки это хорошо. Но бывает так, что под усилитель нужно подобрать нагрузку из нескольких имеющихся динамиков разной мощности. Вот здесь и нужно понимать, как соединить динамики последовательно, параллельно или смешанно, чтобы не превысить параметры.

Как же подключать динамики — последовательно или параллельно? Итак, и так. Зависит от того, какие у вас есть динамики. Вернее, с какой мощностью и сопротивлением. А ещё важна выходная мощность канала и то, сколько динамиков вы хотите «повесить» на каждый канал.

Определяем мощность и сопротивление динамиков

Здесь достаточно просто, но всё-таки приведём несколько примеров. Эти обозначения обычно наносятся на задней части корпуса или корзине. На фото видны параметры динамиков.

Обозначение мощности и сопротивления на динамике

Обычно указывается долговременная мощность, то есть величина, при которой динамическая головка способна работать долгое время. При этом на головке ALPHARD указана MAX POWER — максимальная мощность. Это пиковая мощность, её динамик способен выдержать, к примеру, секунду.

На старых отечественных динамиках обозначения несколько другие. Например, на рисунке ниже 2ГДШ-3.

Первая цифра обозначает мощность изделия. Далее, головка динамическая широкополосная и её сопротивление 8 Ом. Так, с некоторыми параметрами разобрались, идём дальше.

Правильное подключение динамиков

Особенность соединения динамиков в том, что они имеют плюсовой и минусовой входы. Вот их необходимо каким-то образом подключить к входам усилителя, а также соединить как-то между собой.

Последовательное соединение динамиков

Последовательное соединение — это когда они включены один за другим по типу вагонов. Если посмотрите на схему, то подключение проводов идет так. Минус с выхода усилителя подаем на минус колонки А, плюс — на плюс громкоговорителя В. А их свободные входы (плюс у А и минус у В) соединяем между собой.

Обратите внимание, что сопротивление цепочки динамиков растет. Оно суммируется из всех составляющих. В примере соединены последовательно два динамика по 2 Ома. Суммарное сопротивление уже 4 Ома. Такое соединение хорошо в том случае, если усилитель не может работать с низкоомной нагрузкой. Низкоомная — это 2 Ома и ниже. В таком случае либо подключают колонки с более высоким сопротивлением, либо последовательно соединяют низкоомные.

Как подключить последовательно три и больше колонок

Как подключить последовательно три колонки на один канал? Да все также — одну за одной.  Минус, подаем на минус первой (А); плюс — на плюс третей С (или последней). Свободный плюс с элемента А заводим на минус элемента В. Потом плюс В подаем на минус С. Вот и получили цепочку из трех динамиков, подключенных к одному каналу.

Если надо на один канал подключить последовательно четыре фрагмента и больше, их просто вставляем в середину. Не забывайте, что сопротивление цепи суммируется. С каждым новых элементом в цепочке оно становится больше.

Мощность при последовательном соединении

Так как сопротивление растёт,  выходная мощность будет падать. Сколько ватт получит каждый из динамиков при последовательном подключении? А можно посчитать. Есть формула — она на рисунке.

Подводимая мощность — это мощность, которую выдаст усилитель в канал, то есть то, что мы пытаемся рассчитать. Измеренная мощность — это та, которая указана в характеристиках (то, что идет в канал по паспортным данным). И Zr — сопротивление, при котором мощность измерялась. Обычно она пишется в характеристиках как минимальная нагрузка на канал. А суммарное сопротивление — это сопротивление колонок, которые вы планируете «повесить» на этот канал.

Давайте применим формулу на примере. Пусть у нас есть 2-х канальный усилитель, который в каждый канал выдает по 100 Вт (2*100 Вт). Работать с низкоомной нагрузкой (2 Ома и ниже) он не может. Потому решено на каждый канал последовательно подключить по две колонки сопротивлением 2 Ома. Подставляем данные в формулу: 100 Вт * (4 Ом / 8 Ом) = 100 Вт * 0,5 = 50 Вт. Это то, что пойдет в каждый канал.

Подбирать мощность динамиков надо так, чтобы она была на 10—20% выше мощности, которая будет на нее приходить. В таком случае любой громкоговоритель будет работать долго. А если взять мощность «впритык», то даже самый качественный динамик очень скоро захрипит и его надо будет менять.

Так как на канале будет по два громкоговорителя с одинаковыми параметрами, то канальная мощность разделится пополам. Вот и получаем, что на каждый динамик будет приходить 25 Вт. Если добавить желаемый запас мощности, то придется искать динамики мощностью не менее 30—35 Вт.

Параллельное подключение динамиков

На рисунке слева изображено параллельное подключение двух динамиков. Плюс с усилителя подаем на плюсовой вход динамика А, минус — на минус колонки B. Далее, плюсовой выход колонки B заводим на плюс А, минус А — на минус B. Со схемой, вроде, понятно.

Что же с сопротивлением? Каким будет результирующее сопротивление двух подключенных параллельно динамиков? Если параллельное подключили две одинаковых колонки, то суммарное сопротивление такой связки будет в два раза меньше. То есть, фактическое сопротивление колонки делим на два.

На рисунке обозначено сопротивление обеих рупоров в 2 Ома. Общее при параллельном соединении будет 1 Ом. То есть получается что при параллельном подключении динамиков выходная мощность сигнала получается выше, чем при подключении одного. Использование такой низкоомной нагрузки возможно при подключению к сабвуферу.

Параллельное подключение трех и более динамиков на канал

Принцип подключения трех и более динамиков параллельно на один канал такой же. Плюс с выхода усилителя подаем на все подключаемые динамики. Минус — на все минусы.

В результате получается, что сигнал на каждый из элементов схемы приходит одинаковый. А ток разделяется на «ручейки», то есть становится меньше. И ток, который протекает чрез динамик, зависит от сопротивления этого элемента.

Мощность при параллельном соединении

Для расчета мощности, которая пойдет от усилителя на канал при параллельном соединении та же. Po = Pr * Zr/Zt. Вот только частное Zr/Zt будет больше. Ведь, как уже было сказано раньше, суммарное сопротивление при параллельном соединении динамиков уменьшается. Как в примере выше — при подключении двух динамиков по 4 Ома в параллель, результирующее сопротивление будет 2 Ома. Если подставить в формулу данные из рассмотренного ранее примера (для последовательного соединения), то получим, что при мощности усилителя 100 Вт, в канал будет уходить 100 Вт * 4 Ома/2 Ома канал уйдет = 100 Вт * 2 = 200 Вт. То есть, на канал уйдет 200 Вт. Но при этом усилитель должен работать с низкоомной нагрузкой.

Это свойство можно использовать, если у вас усилитель маломощный, а хочется громкого звука. Но нужны колонки, которые могут работать с большими мощностями. Это, вообще-то не проблема. Есть варианты рассчитанные на сотни ватт. Вот только стоят они соответственно.

А еще важна способность усилителя работать с низкими нагрузками. Так что тут обращайте внимание на такой параметр, как минимальная нагрузка. И, снова-таки, лучше чтобы нагрузка была немного выше минимума. Работа на пределе характеристик — всегда ускоренный выход из строя.

Есть варианты рассчитанные на сотни ватт. Обращайте внимание на такой параметр, как минимальная нагрузка. И, снова-таки, лучше чтобы нагрузка была немного выше минимума. Работа на пределе характеристик — всегда ускоренный выход из строя.

Как уже говорили, стоит избегать работы на пределе. Это касается и динамиков, и усилителя. Сейчас можно подобрать оборудование, практически, под любые требования.

Акустические системы с тремя усилителями

Качество звука, которое выдают трехполосные и пятиполосные автомобильные усилители, устраивает не всех автовладельцев. Многие любители качественного автозвука считают, что каждую пару динамиков (твитеров, мидбасов) должен обслуживать отдельный усилитель. Такой же принцип работает и для фронтальных, тыловых динамиков. Отдельный усилитель нужен и для пассивного сабвуфера, который отбирает у многоканальной аппаратуры большую часть мощности. При этом усилитель нужно устанавливать как можно ближе к низкочастотному динамику, чтобы быстро «раскачать» саб.

При установке двух сабвуферов (которая возможна только в багажнике) для каждого из них необходим отдельный усилитель. Любая из этих акустических схем требует тщательного выбора места для размещения усиливающей аппаратуры.

Главные требования к расположению и монтажу усиливающей аппаратуры

При выборе места расположения автомобильных усилителей приходится соблюдать несколько трудновыполнимых требований — дополнительная аппаратура не должна:

  • мешать водителю;
  • уменьшать комфорт для пассажиров;
  • влиять на функциональность машины;
  • ухудшать интерьер салона.

Усилители должна быть защищены от вибраций кузова, надежно закреплены. Если вы планируете расширение акустической системы, нужно предусмотреть рядом с усиливающей аппаратурой место для установки СД-чейнджеров, внешних кроссоверов, звуковых процессоров.

Для самих усилителей нужно учитывать габариты, расположение коммутационной стенки (длинной или короткой), большое выделение тепла (потребует хорошей вентиляции или принудительного охлаждения). При прокладке силовых и звуковых кабелей нужно помнить о защите от электромагнитных наводок, механических повреждений, скрытном расположении.

Возможные места установки трех усилителей

Любители тюнинга автозвука пытались использовать в салоне все возможные места установки трех усилителей, которых не так уж много. Кроме того, поиск места расположения усиливающей аппаратуры зависит от акустической схемы, модели усилителя. Для двух аппаратов, обеспечивающих пары динамиков, можно найти место в переднем отсеке автомобиля, усилители (один или два) для пассивных сабвуферов лучше размещать в багажнике или на звуковой полке, в непосредственной близости к низкочастотным динамикам. Но у каждого способа монтажа можно найти достоинства и недостатки.

Передний отсек машины

С точки зрения водителя, для управления настройками логично расположение всех усилителей рядом с водительским креслом. Самым простым способом кажется установка аппаратуры на месте «бардачка» или на подвесной полке под ним. Это место удобно близостью к источнику питания (аккумуляторной батарее) и автомагнитоле. Три усилителя на месте бардачка и под ним монтируют редко, вынося сабвуферное усиление в заднюю часть машины. Но и для двух усилителей большого размера места под перчаточным ящиком не хватает. Такое размещение неудобно для переднего пассажира, которому некуда деть ноги.

Монтаж двух усилителей в полости «торпедо», на месте «бардачка» для начинающих любителей слишком сложен. Он требует полной реконструкции передней панели, изготовления специальных установочных секций для аппаратов, переделки облицовки «торпедо». Еще одним недостатком такого способа монтажа будут закрытые объемы установочных мест, требующие дополнительной вентиляции усилителей. Для установки в «бардачке» и в полости «торпедо» лучше всего использовать компактные цифровые усилители, не склонные к перегреву (возгоранию при отсутствии вентиляции). Крайне редко, из-за сложности монтажа, любители используют подвесную полку над головой водителя.

Места под сиденьями

Под передними сиденьями (водителя и пассажира) установка усиливающей аппаратуры оправдана при использовании плоских, компактных моделей маломощных двухканальных усилителей. Такие аппараты нормально помещаются под сиденьями по высоте, охлаждаются нижними потоками салонного воздуха. Для усилителей удаленных тыловых динамиков, сабвуфера это место невыгодно, так как увеличивает время «раскачки» динамиков. При монтаже усиливающей аппаратуры под передними сиденьями установка не должна мешать регулировке положения кресел (кабели должны обходить полозки под обшивкой пола).

Полости под задними сиденьями удобны экономией места, скрытным расположением аппаратуры. Установка двух усилителей под задним сиденьем не мешает ногам и не «крадет» полезного пространства салона, но место может быть малым по объему для крупных аппаратов. Не устраняется опасность перегрева усилителей в замкнутом пространстве, необходима дополнительная вентиляция. Кроме того, для каждой дополнительной регулировки усиления, необходимо поднимать подушки заднего дивана, что у многих моделей автомобилей — сложная процедура.

Задняя звуковая полка

В машинах с кузовом «седан», вазовских моделях два из трех усилителей можно установить на полке под задним стеклом. Такое расположение выгодно с точки зрения вентиляции, легкого доступа к аппаратуре. Но заводскую полку, изготовленную из тонких, непрочных материалов использовать для тяжелой аппаратуры (усилителей, тыловых динамиков, сабвуфера) нельзя. Штатная полка под весом приборов вибрирует, проламывается. Кроме необходимости усиливать или переделывать полку, трудностью этого способа монтажа становится сложность скрытной прокладки кабелей.

Открытое размещение усиливающей аппаратуры трудно назвать эстетичным. Специальную звуковую полку, изготовленную профессионалами, можно использовать в седанах и малогабаритных хэтчбеках, на ней можно разместить два усилителя, дополнительную аппаратуру (процессоры, тыловые динамики, компактные сабвуферы).

Багажник седанов и хэтчбеков

Багажник седана или хэтчбека, в отличие от стесненных пространств салона, не ограничивает выбора усилителей по габаритам, позволяет установить усиливающую аппаратуру любого размера. Для качественного тюнинга автозвука в багажнике размещают ламповые, интегральные, аналоговые профессиональные усилители высшего класса. Знаменитая английская компания акустического оборудования McIntosh даже сконструировала, специально для установки в багажнике, качественный ламповый усилитель. С дорогой аппаратурой начинающим любителям работать не рекомендуется. Для самостоятельной установки можно выбрать цифровые усилители бытового класса по нужным размерам, доступной цене.

Основным ограничением для установки усилителей в багажнике выступает главная функция багажного отделения. При регулярном использовании багажника по прямому назначению для установки сабвуферов, усилителей используют ниши колесных арок. Такие способы монтажа требуют изготовления постаментов (при напольном размещении), конструирования подвесных, выдвижных, откидных, поворотных полок. При установке усилителей в багажнике седана (в пространстве под задним стеклом) монтаж нужно сопровождать изготовлением фальш-панели и принудительной вентиляцией.

Профессионалы считают неудачными местами для установки усилителей крышку багажника седана и пространство под фальшполом багажного отсека. Эти места наши мастера никогда не предложат вам для монтажа усиливающей аппаратуры. На крышке багажника усилитель подвергается повышенным вибрациям, ударам (при захлопывании крышки). Чтобы прочно укрепить прибор на тонком металле, необходимо устанавливать усиливающие элементы, наваривать ребра жесткости. Такая конструкция неоправданно утяжеляет крышку багажника, увеличивает нагрузку на петли. Под крышкой багажника усилитель плохо защищен от влаги.

Место в нише под фальшполом ограничено запаской или «докаткой», инструментальным ящиком. Закрытое пространство практически не имеет естественной вентиляции, тем более — при загрузке багажника вещами пассажиров.

Спинки задних сидений у однообъемных кузовов

Хорошим местом для установки двух или трех усилителей в хэтчбеках и кроссоверах профессиональные автомеханики считают полки на задней поверхности пассажирских сидений. Эта плоскость не ограничивает размеров усиливающей аппаратуры, не мешает загрузке багажа, хорошо вентилируется. Полка для усилителей, процессоров надежно крепится к металлическому каркасу спинок сидений. Для сабвуферных усилителей близкое расположение позволяет быстро «раскачать» низкочастотный динамик. При размещении усиливающей аппаратуры большой мощности на спинках сидений не возникает проблемы отвода тепла, достаточна естественная вентиляция.

Размещение двух усилителей в задней части кузова (в багажнике, на спинке) позволяет легко реализовать мостовое подключение второго усилителя, который необходим для мощного сабвуфера. При подключении «мост» один аппарат обслуживает тыловые динамики, второй усилитель предназначен для двух каналов сабвуфера. Суммированные сигналы левого и правого каналов при такой схеме дают сбалансированное, чистое звучание. Для полки нужно выбирать проверенную конструкцию, надежные методы крепления (точечную сварку, болтовые соединения).

При вынесении усиливающей аппаратуры в заднюю часть однообъемных кузовов главными опасностями будут перегибы и перетирание кабелей при частом складывании пассажирских кресел. Определенные сложности для новичков создает протяженность прокладки в багажник силовых и линейных кабелей от аккумулятора и автомагнитолы, расположенных в передней части машины. Звуковые кабели дверных динамиков, подключенные к магнитоле, нужно перекидывать назад и удлинять.

Недостатком размещения усиливающей аппаратуры в задней части кузова признана невозможность регулировки баланса каналов в движении. Нельзя отслеживать по светодиодам превышения порогов искажения сигнала, уровней нагрузки. Остановки автомобиля требует и включение фильтров НЧ, поэтому базовая и дополнительные настройки усиления проводятся на стоящей машине с открытым багажником.

Выбор усилителей для различных акустических систем

При выборе усилителей габаритные ограничения важны только при установке аппаратуры под сиденьями или фальшполом багажника. Для монтажа в других местах салона и в багажнике главными критериями выбора будут стоимость аппаратуры, класс усилителя (от него зависит и цена).

Для дверных динамиков стандартный выбор ограничивается двухканальными усилителями. В бюджетном ценовом сегменте ($60 – $150) неплохую репутацию заслужили модели KENWOOD, PHANTOM, Alpine, Pioneer, снабженные фильтрами ВЧ и НЧ, несколькими линейными входами.

В более высоких ценовых категориях стоимость двухканальных усилителей увеличивается, достигая $650 – $1600 у моделей Audison AV, Ground Zero, MD.Lab, Focal. Чтобы правильно выбрать усилитель из сотен моделей, предлагаемых производителями Yamaha, JBL, «Урал», Sony, Magnat, Hertz, Dynaudio, Morel, Alphard, Swat, DLS, Edge, лучше получить консультацию у опытного мастера нашего автосервиса.

Сложные операции самостоятельной установки

Опытные любители тюнинга автозвука освоили подключение усилителя к автомагнитоле, динамикам, для них несложно разобраться и в распиновке линейных выходов головного устройства. Для новичков акустического тюнинга сложными операциями при установке трех усилителей оказываются:

  • конструирование, самостоятельное изготовление полок под аппаратуру;
  • прокладка кабелей;
  • разборка «торпедо» (для скрытной подводки линейных кабелей к автомагнитоле);
  • разборка половых покрытий салона (при установке усилителей под сиденьями);
  • разборка дверных панелей (для подключения мидбасов и мидрейнджей);
  • разборка боковых стоек (для подключения твитеров);
  • прокладка кабелей (от аккумулятора, автомагнитолы) через весь салон для подключения усилителей в багажнике, на задней звуковой полке.

Типичные ошибки новичков тюнинга автозвука

Начинающие любители акустического тюнинга при установке нескольких усилителей и прокладке к ним кабелей часто допускают характерные ошибки:

  • неправильно выбирают место установки и модель усилителя;
  • устанавливают слабые полки для усилителей, не учитывают вибрации корпусов (аппараты падают, от вибраций ухудшаются контакты, выпадают штекеры выходов);
  • при удлинении кабелей скручивают соединения, не изолируют их (в таких скрутках возникают короткие замыкания, провода плавятся, загораются);
  • не обращают внимания на расчет сечения силовых кабелей (сильный ток приводит к нагреву, возгоранию проводки, перегревается усилитель, регулярно срабатывает защитное отключение аппарата);
  • укладывают силовые, управляющие, звуковые кабели в одном электрожгуте (колонки фонят, возникают электромагнитные наводки, трески, хрипы динамиков);
  • неправильно подключают кабели к выходам автомагнитолы (усилитель не выдает звука, не работают каналы);
  • укладывают кабель под полозья сидений, педали тормоза или акселератора (неминуемы механические повреждения и нарушения функций основных механизмов машины);
  • путают местами выходы звуковых кабелей (динамики не работают, появляются щелчки, хрипы);
  • не учитывают температуру нагрева усилителя (аппарат быстро выходит из строя).

Если выбраны неправильные схемы подключения питания усилителей, аудиосистема не работает при выключенном двигателе или быстро разряжает аккумулятор. К профессионалам акустического тюнинга лучше обратиться сразу, если после самостоятельной установки усилителей акустическая система щелкает при включении, колонки хрипят или звук не настраивается.

Установка и подключение трех усилителей опытными профессионалами

При заказе установки трех усилителей в сервисе «Авто Капитан» наши мастера выслушают все ваши пожелания, подскажут лучшие варианты установки усиливающей аппаратуры, их достоинства и недостатки, отличия в сложности при монтаже. После выбора конкретной схемы установки профессионалы создадут схему разводки кабелей, рассчитают их сечение. Если вы еще не купили усиливающую аппаратуру, полезными будут советы мастера по выбору конкретных моделей усилителей в нужном диапазоне цен.

Профессионалы акустического цеха нашего автосервиса накопили большой опыт установки усилителей во всех местах автомобильного салона, поэтому для них доступны сложные операции реконструкции «торпедо», монтажа усиливающей аппаратуры под сиденьями, изготовления звуковых полок.

При изготовлении полок под усилители на стоимость и прочность конструкции влияет материал. Для изготовления каркаса полки вы можете выбрать (по рекомендациям мастера) деревянный брусок, укрепленный алюминиевым или стальным уголком. Для дна и стенок полки мастера используют листы МДФ, ДСП, оргстекла. Хорошо зарекомендовала себя в эксплуатации многослойная фанера, из которой легко выпиливаются сложные конфигурации постаментов и полок под усилители. Для эстетичности конструкции обшиваются мягким карпетом или обивочными материалами в тон основной обшивке салона. Для крепления усилителей на задних сиденьях используются апробированные конструкции полок и схемы установки.

При установке и подключении усилителей нашими мастерами технологически правильно выполняются все операции:

  • монтаж дополнительных предохранителей и конденсаторов на силовые кабели (на правильном расстоянии от аккумулятора);
  • вырезка отверстий для силовых, управляющих, звуковых кабелей, их шумоизоляция и герметизация (резиновыми или пластиковыми переходными втулками);
  • укладка силовых, линейных, звуковых кабелей в отдельные линии, пайка и тщательная изоляция соединений;
  • использование экранированных межблочных кабелей для линейных соединений;
  • укладка электрожгутов в гибкие гофрированные трубы (короба), их маскировка;
  • установка специальной кнопки для включения аудиосистемы при выключенном двигателе;
  • усилители обеспечиваются принудительной вентиляцией (монтируются кулеры, вентиляторы);
  • монтаж усилителей на специальные демпферы, гасящие вибрации кузова;
  • дополнительная шумоизоляция полости «торпедо», багажника.

Все монтажные работы мастера цеха акустического тюнинга выполняют качественно, без рекламаций и продления договорных сроков. К обязательным операциям акустического тюнинга в нашем сервисе относятся тестирование системы, наладка и базовая настройка усилителей. После этого мастер вместе с вами проводит точную настройку автозвука. Финальным этапом установки усилителей будет тестирование автомобильной акустической системы в движении, после которого могут понадобиться дополнительные наладочные работы.

Вопросы и ответы

Какие недостатки у размещения двух усилителей над головой водителя, на потолке?

Мы можем изготовить специальную полку для двух усилителей. Для самостоятельной установки такой способ рекомендовать нельзя. Сложности составляет крепление полки к тонкому металлу крыши (нужна точечная сварка). Большие усилители могут изменить центр тяжести кузова. Может понадобиться принудительное охлаждение (теплый воздух поднимается вверх, летом крыша нагревается). Кроме того, это место неудобно для управления усилителями, так как лицевая стенка аппаратов будет расположена сзади водителя. Для регулировки потребуется остановить машину, откинуть кресло.

Можно ли устанавливать усилитель в багажнике на корпус сабвуфера?

Принципиальных возражений против такого способа установки нет. Многие модели сабвуферов выпускаются со встроенным усилителем. Чтобы рассмотреть конкретное место расположения усилителя, нужно увидеть корпус саба. На фабричных корпусах укрепить полку или подиум для усилителя довольно сложно, легко повредить стенки ящика. При индивидуальном заказе изготовления фазоинверторного корпуса, место для усилителя (внутри или снаружи ящика) можно продумать на этапе проектирования сабвуфера. Мастера нашего акустического цеха часто выполняют подобные работы.

Нужно ли выбирать все три усилителя от одного производителя?

По этому вопросу мнения акустиков расходятся. Многие любителя акустического тюнинга считают такой принцип подбора удобным. При выборе аппаратуры (усилителей и динамиков) от одного производителя нет разночтений в технических характеристиках (например, максимальной и номинальной мощности). Другие знатоки считают, что комплект оборудования нужно подбирать для каждой полосы, по сбалансированности усилителя с динамиками, кроссоверами. Чаще всего так же поступают при индивидуальном изготовлении корпуса сабвуфера. В этом случае нужно учитывать модель усилителя, низкочастотного динамика, конфигурацию и размеры ящика.

Если устанавливать два усилителя для сабов в ниши багажника, нужны ли вентиляторы для системы «вдув-выдув»?

Если ниши с усилителями будут закрытыми, лучше использовать кулеры, нагнетающие воздух на ребра радиаторов охлаждения усилителя. Наши мастера в труднодоступные места подводят воздух от кулера через гофрированные воздуховодные шланги. Этот способ охлаждения исключает застой горячего воздуха в углах контейнера, выдувной вентилятор не нужен. Так что вариант, при котором один вентилятор выталкивает горячий воздух из контейнера, а второй снабжает отсек прохладным воздухом из багажника — не лучший и не единственный.

Зачем нужен третий усилитель для сабвуфера, если можно купить активный саб?

Профессионалы и знатоки автомобильной акустики считают, что встроенные усилители гораздо ниже по классу и точности настройки низкочастотного динамика. Кроме того, готовые заводские корпуса таких сабвуферов не могут учитывать особенностей вашего кузова, музыкальных пожеланий к звучанию баса. Для того чтобы максимально точно удовлетворить ваши предпочтения, мы изготовим фазоинверторный ящик для саба и подберем к нему нужный усилитель.

Используемые источники:

  • https://usamodelkina.ru/16318-kak-podkljuchit-dva-mono-usilitelja-zvuka-v-odin-stereo-usilitel.html
  • https://elektroznatok.ru/bytovaya-tehnika/parallelnoe-i-posledovatelnoe-soedinenie-dinamikov
  • https://avtokapitan.ru/avtozvuk/ustanovka-usilitelya/podklyuchenie-treh-tretego-usilitelya/

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Андрей Ульянов
Наш эксперт
Написано статей
168
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации