Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 7

Мотор (электродвигатель) вентилятора кондиционера: разновидности и причины неполадок

Классическая бытовая (сплит) система кондиционирования имеет несколько электродвигателей. Плюс к этому, производители такого рода оборудования заранее предусматривают исполнение соединений всех электродвигателей, входящих в состав конструкции. Поэтому конечным пользователям остается лишь малая часть работы с электрической схемой.

В этой статье рассмотрим подробнее, что и как требуется сделать потенциальному владельцу аппаратуры, чтобы правильно выполнить подключение электродвигателя кондиционера и запустить оборудование в работу. Также поговорим об особенностях схемы сплит системы, приведем наглядные фото и полезные видеоматериалы.

Схема бытовой сплит системы

Сплит система традиционно применяется в быту для кондиционирования воздуха. Правда, кроме этого варианта бытовых кондиционеров, используются также другие конструкции. Однако, как показывает практика, эксплуатирование другого типа климатического оборудования встречается ощутимо реже.

Конструкционные особенности кондиционера

Что же представляет собой, с конструкционной точки зрения, бытовая сплит система?

Собственно, это – оборудование для кондиционирования воздуха, состоящее из двух отдельных модулей (блоков):

  1. Блок под внутренний монтаж.
  2. Блок под внешний монтаж.

Под внутренним монтажом подразумевается установка одной части конструкции кондиционера (блок под внутренний монтаж) непосредственно внутри помещения, где требуется обработка окружающего воздуха.

Соответственно, под внешним монтажом подразумевается установка другой части конструкции кондиционера (блок под внешний монтаж), непосредственно за пределами помещения. Как правило, установка в этом случае производится на уличной стороне стены дома или помещений иного назначения.

Но сначала рекомендуем ознакомиться с тем, где можно поставить кондиционер в частном доме и квартире.

podklyuchenie-elektrodvigatelya-konditsionera_02-430x320.jpgКлассический пример сплит системы (установки кондиционирования воздуха бытового назначения), конструктивно состоящей из двух раздельных модулей – наружного и внутреннего

Связка внутреннего и наружного модулей

На следующем этапе пользователю необходимо связать оба модуля в единую рабочую систему.

Предусматривается связывание модулей по механической части трубопроводами для циркуляции хладагента, а также связывание по электрической части электрическим кабелем, соответственно. Этот процесс носит название прокладка трассы кондиционера.

podkluchenie-modulei-sistemi.jpgПроцедура подключения на модулях (показан внутренний модуль сплит системы) трубопроводов циркуляции хладагента, а также электрических проводников

По сути, бытовой кондиционер содержит несколько функциональных электродвигателей, каждый из которых требует электропитания:

  • мотор компрессора;
  • мотор вентилятора наружного модуля;
  • мотор вентилятора внутреннего модуля.

Кроме того, система кондиционирования может дополнительно комплектоваться электродвигателями, работа которых приводит в движение жалюзи, направляющие исходящий воздушный поток в нужную сторону.

Жалюзи под регуляцию исходящего воздушного потока обычно входят в состав конструкции внутреннего блока бытовой установки кондиционирования.

podklyuchenie-elektrodvigatelya-konditsionera_03-430x259.jpgДемонстрация полноценно собранной сплит системы с установкой внутреннего и наружного блоков, объединённых в единую структуру посредством технологических соединений

В зависимости от уровня мощности наружного модуля установки кондиционирования, могут использоваться два и более вентилятора конденсаторного охлаждения (устанавливаются в наружном модуле).

Правда, для бытового климатического оборудование такие варианты – редкость. А вот под использование в офисах конструкции сплит системы на два вентилятора встречаются довольно часто.

Инструкция по подключению мотора

А теперь детально разберем, как же правильно подключить мотор бытового кондиционера. Так, производителями бытовых кондиционеров предусмотрен максимально удобный вариант подключения техники к сети электропитания. Причём упрощенная схема подключения предусмотрена как в однофазной, так и трехфазной сети.

Напрямую подключение воздушного вентилятора наружного блока кондиционера выполнять нет необходимости. Достаточно подключить общий (основной) питающий и коммутационный кабель на специальный терминал. Но для начала рекомендуем разобраться, как выбрать и установить автомат на кондиционер.

terminal-narujnogo-modulya.jpgВид контактного терминала на подключение системы кондиционирования после открытой защитной крышки. В данном случае продемонстрировано трёхфазное подключение, которое в быту используется не часто

Чтобы разобраться, как правильно подключить электрический двигатель от кондиционера к сети питания и понять тонкости подсоединения проводников на коммутационном терминале, рассмотрим электрическую схему одного из аппаратов.

Электрические схемы подключения бытовых установок кондиционирования имеют незначительнее различия. Любой производитель такого рода машин заинтересован в конкуренции даже в плане удобства (простоты) электрического соединения.

Этап #1 — подключение наружного блока

Сразу же стоит отметить важную деталь: электрическая схема коммутации модулей и подключения к питающей сети всегда присутствует на обратной стороне защитной терминальной крышки.

Во всяком случае, такой практики придерживаются известные фирмы-производители. Кроме того, схема электрической коммутации всегда есть в составе документации аппарата.

skhema-podklyucheniya-naruzhnogo-bloka-kondicionera_04-430x276.jpgПример коммутационной электрической схемы на терминальной крышке наружного модуля бытовой системы кондиционирования воздуха. Здесь однофазный вариант, где на терминал выведены клеммы: N – нейтральная (нуль); L – фазная; 3, 4 – клеммы проводников сопряжения с внутренним блоком; также на схеме присутствует контактор «земли»

На представленной выше схеме соединений можно чётко видеть наличие двух электродвигателей, присутствующих в составе наружного (внешнего) модуля.

Это, соответственно, электродвигатель компрессора (CM) и мотор вентилятора конденсатора (FM). Схематично линии питания обоих электродвигателей коммутируются и выведены на терминал.

Этап #2 — подключение внутреннего блока

Модуль сплит системы, рассчитанный на установку внутри помещения, также имеет коммутационный терминал, через который осуществляется электрическая связь с наружным модулем. Через этот же терминал на внутренний модуль подаётся электропитание.

terminal-vnutrennego-modulya.jpgПример расположения коммутационного терминала для модуля системы кондиционирования внутреннего размещения. Следует отметить – для продуктов разных фирм исполнение и расположение может несколько отличаться

Обычно в простейшем исполнении на терминал внутреннего модуля подводится сигнальная пара проводников, а также:

  • фазный;
  • нулевой;
  • заземляющий.

Опять же, в зависимости от конструкционного исполнения системы кондиционирования конкретного бренда, конфигурация электрического соединения может выглядеть по-разному.

Поэтому всегда нужно внимательно знакомиться с технической документацией, прежде чем приступать к исполнению монтажных работ.

Этап #3 — соединение двух модулей системы

Итак, предположим, что оба модуля системы кондиционирования смонтированы внутри и снаружи здания – закреплены на стеновых панелях:

  • между модулями проложена магистраль прокачки хладагента, состоящая из двух медных труб разного сечения;
  • магистральные трубы заизолированы и закреплены;
  • конечные точки магистральных труб соответствующим образом подключены к модулям;
  • смонтированная магистраль проверена на герметичность с выдержкой по времени.

После исполнения такой последовательности операций с вновь установленным бытовым кондиционером, уже можно приступить к организации электрической связи между модулями с последующим подключением непосредственно к сети питания. Один из возможных вариантов соединения блоков демонстрирует схема ниже.

skhema-podklyucheniya-naruzhnogo-bloka-kondicionera_05-430x223.jpgВариант принципиальной схемы, демонстрирующей объединение отдельных модулей бытовой системы кондиционирования воздуха в единую систему по электрической части. Но этот пример, к сожалению, не применим ко всем без исключения моделям сплит-систем

Собственно, как видно из представленной выше конфигурации объединения модулей друг с другом, особых сложностей в работе для пользователя не предвидится. Следует лишь соблюдать нумерацию (или обозначение) клемм, выполняя соединения между терминалами внутреннего и наружного блоков.

То есть, если на внешнем модуле электрический провод подсоединяется на клемму, обозначенную «1», на внутреннем модуле этот же проводник также подключается на клемму «1» и т.д.

Конечно же, исполнение электрических межблочных соединений, а также соединений с питающей сетью, нужно проделывать с учётом правильного подбора сечения проводников. Допустимые сечения обычно указываются в документации на аппарат в том же разделе, где представлена принципиальная электрическая схема.

Также рекомендуем ознакомиться с особенностями выбора места под установку розетки для кондиционера.

Выводы и полезное видео по теме

Таким образом, подключение электродвигателя кондиционера (точнее, технологическое соединение бытовой установки кондиционирования воздуха) вполне доступно выполнить непосредственно самому пользователю. Видеоролик наглядно демонстрирует проведение такой процедуры:

Домашний мастер, решивший выполнить подключение мотора кондиционера, должен обладать основами работы с хладагентами, плюс иметь представление об электрических сетях. Желательно, конечно, чтобы присутствовал некоторый опыт в таких делах. Если же совсем нет никаких представлений о работе подобного плана, лучший выход – обращение в сервис.

У вас есть личный опыт подключения электродвигателя бытового обсуждения и вы хотите поделиться им с другими пользователями? Или хотите уточнить определенные нюансы выполнения электрических соединений у наших экспертов? Пишите свои рекомендации, задавайте вопросы – блок обратной связи расположен ниже под этой публикацией.

Если нужно купить электродвигатель вентилятора кондиционера DAIKIN, SAMSUNG, LG в Москве — это к нам!

Электродвигатель вентилятора кондиционера

Двигатель вентилятора в сплит-системе устанавливается и во внутреннем, и в наружном блоке. На фото представлены двигатель внутреннего блока кондиционера настенного, кассетного и канального типа, электродвигатель вентилятора внешнего блока, а также, моторчик жалюзи.

zz5-200x130.jpgДвигатель жалюзи внутреннего блока кондиционераzz4-200x130.jpgЭлектродвигатель вентилятора внешнего блока кондиционераzz3-200x130.jpgДвигатель вентилятора внутреннего блока канального кондиционераzz2-200x130.jpgЭлектродвигатель вентилятора внутреннего блока кассетного кондиционераzz1-200x130.jpgЭлектродвигатель вентилятора внутреннего блока настенного кондиционера

Корпус электродвигателя вентилятора внутреннего блока, как правило, выполнен из прочного пластика и неразборный, двигатель вентилятора наружного блока имеет металлический корпус и может быть разобран для проведения ремонтных работ.

Электродвигатели имеют несколько обмоток. Подавая питание на разные обмотки, получаем соответственно различные скорости вращения вентилятора. В недорогих моделях используются 3-х-скоростные двигатели вентилятора внутреннего блока. В премиальных моделях диапазон фиксированных скоростей существенно расширен. Скорость воздушного потока в кондиционерах DAIKIN может регулироваться автоматически, в зависимости от разницы между заданной и комнатной температурой. Это выполняется с помощью системы фазового регулирования и интегральной схемы Холла. Фазовое управление и управление скоростью вентилятора включает 9 ступеней: LLL, LL, SL (тихая работа), L, ML, M, MH, H и HH (эффективная работа).

В последнее время в основном применяются инверторные электродвигатели. Скорость вращения DC-inverter двигателя вентилятора плавно регулируется изменением амплитуды постоянного напряжения.

В различных блоках и у разных производителей электродвигатели отличаются габаритами, посадочными уплотнительными резинками, присоединительными разъемами и крепежными отверстиями. Поэтому на практике заменяемость двигателей, применяемых в  кондиционерах различных марок, вызывает множество проблем.

Неисправности электродвигателя вентилятора кондиционера

К наиболее распространенным неисправностям электродвигателей относятся, во-первых, межвитковое замыкание или обрыв обмотки двигателя вентилятора. Во-вторых, это механическое заклинивание, вызванное образованием ржавчины или деформацией оси. Посторонний шум, небольшой люфт вала двигателя говорит об износе подшипников. Кроме того, отмечается отказ сенсоров — датчика температуры или датчика Холла.

Датчик Холла электродвигателя кондиционера, как правило, вентилятора внутреннего блока контролирует скорость его вращения. Если электродвигатель в первые минуты после включения не набирает заданные обороты, это диагностируется как неисправность и кондиционер отключится с ошибкой «отказ FAN MOTOR». В данном случае следует проверить и собственно датчик Холла. На практике были случаи, например, когда модуль просто отклеивался. После приклеивания датчика на место неисправность устранялась.

В ходе диагностики электродвигателя обратите внимание не только на соответствие емкости пускового конденсатора номиналу, но и на целостность разъемов и надежность крепления проводов.

Если кондиционер доработан зимним комплектом, то внесены изменения в схему управления электродвигателем внешнего блока. Проверьте работоспособность устройства зимнего пуска перед тем, как забраковать мотор вентилятора. Или отключите зимний комплект кондиционера на время диагностики электродвигателя.

Во внешнем блоке, как правило, имеется схема контроля параметров питания. Поскольку ее отказ воспринимается как неисправность электродвигателя, в ходе диагностики проверяется и сама схема контроля параметров питания.

Схема электродвигателя

z7-1.jpg
Принципиальная электрическая схема двигателя постоянного тока YDK65-6-9024.

На схеме обозначены: M — основная обмотка; A1, A2, A3 —  вспомогательная обмотка; C — конденсатор; P — высокотемпературная защита.

Проверьте мультиметром сопротивление обмоток электродвигателя. К примеру, для двигателя YDK65-6-9024 сопротивление обмотки при 20°C должно быть для M = 83,0 Ω; A1 = 23,4 Ω; A2 = 14,0 Ω; A3 = 63,5 Ω.

Электродвигатель вентилятора неисправен, если сопротивление основной обмотки стремится к нулю (короткое замыкание) или ∞ (разомкнута цепь управления). При замере не касайтесь токоподводящих кабелей электродвигателя. А также, не присоединяйте и не отсоединяйте разъемы электродвигателя при включенном питании.

При демонтаже-монтаже ставьте двигатель на твердые поверхности с соблюдением должных мер предосторожности, избегайте резких перемещений и ударов. Такие удары могут привести к неисправности кондиционера, которая может оставаться незамеченной на протяжении определенного интервала времени. Но при обнаружении данной неисправности в будущем, такая халатность автоматически ведет к аннулированию гарантии производителя.

Схема подключения электродвигателя

Схема подключения электродвигателя вентилятора кондиционера есть в инструкции по установке, а также, в сервис-мануале на оборудование. Этикетка с электрической схемой, как правило, приклеивается изнутри на крышку внешнего блока сплит-системы.

z7-2.jpg
Схема подключения внешнего блока кондиционера.

Если требуется ремонт кондиционера с заменой двигателя вентилятора — это к нам!Содержание статьи:

Тип двигателя кондиционера влияет на мощность и громкость работы устройства, а также на расход энергии. Есть несколько типов моторов: коллекторный, асинхронный и инверторный. Зная их плюсы и минусы, потребителю будет легче определиться с выбором.

Коллекторный тип двигателя

c2e40f4s-960-320x240.jpgКоллекторный электродвигатель кондиционера обладает большим пусковым крутящим элементом без специальных модификаций. Его просто настраивать, за что в прошлом он был популярен у производителей бытовой техники.

С развитием технологий коллекторный двигатель стал менее востребованным по нескольким причинам:

  • Максимальная производительность составляет 40 тыс. оборотов в минуту. Для кондиционера этого мало. К примеру, такое количество оборотов сопоставимо с работой центробежной соковыжималки.
  • Одним из самых больших минусов является шум во время работы кондиционера. Невозможно спокойно говорить, читать и вообще отдыхать рядом с ним. Более того, уровень шума таких устройств иногда превышает закон о тишине, что может обернуться административным штрафом.
  • При частой работе приходится постоянно чистить щётки.
  • Графит, используемый в качестве одного из материалов, постоянно ломается.

Асинхронный тип двигателя

Сам по себе асинхронный двигатель обладает слабыми пусковыми характеристиками, из-за чего требуется большое количество электроэнергии для его полноценного запуска. Применение в кондиционерах нерационально.

Конструкторы пробовали решить проблему. Однако повышенная мощность асинхронного двигателя требовала усиленного охлаждения, что опять вело к большим затратам энергии. Регулировочную характеристику ухудшало повышение активного сопротивления ротора.

Инверторный тип двигателя

inverter_450-320x124.jpgВ зависимости от тепловой нагрузки в помещении автоматически регулируется скорость вращения мотора компрессора. Она переходит в форсированный режим до тех пор, пока не будет достигнута установленная пользователем температура.

Достигнув заданных значений, двигатель вентилятора кондиционера снижает скорость, при этом поддерживается нужная температура. Это позволяет экономить электроэнергию, так как не происходит постоянного включения и выключения компрессора.

Кондиционеры, работающие по типу включения компрессора для достижения нужной температуры, а затем его выключения, быстрее изнашиваются. Это связано с тем, что при запуске первые секунды устройство работает без смазки, так как масло из компрессора стекает в картер.

Принцип работы

Использование блока силовой электроники позволяет инверторному двигателю выполнять два последовательных действия.

Сначала образуется постоянный ток за счёт сетевого переменного напряжения. Затем переменный ток необходимой частоты формируется из получившегося постоянного напряжения.

Силовой инверторный блок, как и любой другой преобразователь, имеет менее 100% КПД. При долгой беспрерывной работе на максимальной скорости кондиционер с инверторным типом двигателя потеряет около 10-15% эффективности по сравнению с устройствами другого типа.

Инверторный кондиционер после достижения указанной температуры работает в режиме сниженной мощности компрессора, а другие типы двигателей используют цикличный режим.

Неинверторный кондиционер во время начала работы испытывает максимальную нагрузку во время переходных процессов: как электромеханических, так и термодинамических.

Ротор требует полной отдачи от всех механизмов, при этом им требуется перекачать до 50% фреона в зону высокого давления из зоны низкого давления. Во время всех этих процессов холод ещё не начинает вырабатываться.

Достигнув нужных показателей, система через дросселирующее устройство выравнивает давление в верхней и нижней зонах.

Кипение фреона может происходить в тех частях кондиционера, где он не требуется: ресивер, капиллярная трубка, магистраль. Это связано с тем, что давление во время запуска слишком высокое.

Холод некоторое время используется не по назначению: идёт охлаждение компрессионного отсека, внешнего блока и т.п. В результате производительность снижается.

Почему стоит выбрать инверторный кондиционер

invertor3-320x149.jpgСледует выделить положительные и отрицательные стороны инверторного кондиционера.

Плюсы:

  • более продолжительный срок службы по сравнению с моторами других типов: 8-12 лет против 6-9 лет;
  • благодаря работе на малых оборотах как на внутреннем, так и на внешнем блоке, уровень шума значительно снижен по сравнению с моделями кондиционеров других типов;
  • скорость вращения двигателя компрессора плавная, благодаря чему устройству проще поддерживать заданную температуру с минимальными отклонениями;
  • быстрая установка заданного режима: другим моделям требуется около получаса для начала поддержания выставленной температуры; инверторные двигатели сокращают этот процесс до 15 минут.

Положительных сторон у инверторного двигателя внутреннего блока кондиционера много, однако есть и минусы, которые следует учитывать:

  • длительный ремонт в случае поломки из-за частого отсутствия деталей на рынке; иногда ожидание нужной запчасти затягивается на несколько месяцев;
  • при длительной эксплуатации без выключения начинается повышенное потребление электроэнергии;
  • в связи со сложностью электронных устройств, используемых в начинке двигателя, он чувствителен к резким скачкам напряжения и может из-за них выйти из строя;
  • кондиционеры с инверторным типом двигателя стоят дороже других систем для охлаждения и нагрева воздуха.

Причины неполадок

Мастера по ремонту кондиционеров выделяют несколько возможных вариантов, из-за которых случаются неполадки:

  • При люфте вала двигателя или нехарактерных шумах следует поменять подшипники.
  • Если двигатель перестал вращаться, потребуется сменить пусковые конденсаторы.
  • В случае, когда мотор вентилятора кондиционера останавливается через несколько секунд после запуска – неисправен датчик Холла. Этот электронный модуль отвечает за экстренное отключение двигателя в случае неполадок, предотвращая его поломку.

Самостоятельно браться за работу, если нет специальных знаний, не стоит. Следует доверить дело мастеру.

Подбор двигателя вентилятора кондиционера

YDK-14-4-prew-320x216.jpgPG двигатель

В сплит-системе двигатель находится как в наружном, так и во внутреннем блоке. Двигатель вентилятора наружного блока кондиционера делается из металла, а внутреннего – из прочного пластика.

Типы двигателей:

  • Много-обмоточный: разная скорость вращения вентилятора получается за счёт подачи энергии на различные обмотки.
  • DC-inverter – чаще всего применяется в инверторных двигателях. За счёт изменения амплитуды постоянного напряжения регулируется скорость вращения.
  • PG-motor – с помощью регулирующего элемента (симистор или тиристор) подаётся напряжение через обмотку, состоящую из двух частей. Разные скорости вращения вентилятора достигаются благодаря изменению амплитуды управляющего напряжения.

Вооружившись знаниями, пользователь сможет легко выбрать двигатель для кондиционера и вовремя обнаружить неполадки в системе.

Используемые источники:

  • https://sovet-ingenera.com/vent/montazh/podklyuchenie-elektrodvigatelya-konditsionera.html
  • https://b.eurobi.ru/catalog/zip/z7/
  • https://strojdvor.ru/kondicionirovanie/ustrojstvo/motor-elektrodvigatel-ventilyatora-kondicionera-raznovidnosti-i-prichiny-nepoladok/

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Андрей Ульянов
Наш эксперт
Написано статей
168
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации