Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 51

Как применять планшет либо смартфон для MIDI-устройства в Fl Studio

Статьи / Софт

Я уверен, что многие из тех, кто пользуется компьютером в качестве музыкального инструмента, обладают миди-клавиатурами, либо миди-контроллерами. Это действительно удобно! Причем, даже если вы не выступаете вживую, то крутить ручки или, к примеру, сыграть партию В«вживуюВ» гораздо интересней и эффективней, чем писать ее в секвенсоре. Впрочем, эти устройства – дополнительная статья расходов, что не всегда по карману непрофессиональным музыкантам. Но, к счастью, разработчики софта улучшают и улучшают его. И на данный момент любой обладатель Android-устройства может превратить его в миди-контроллер. Как сделать это в конкретных программах и будет данная статья.

Что мы имеем на данный момент

Итак, я предполагаю, что Вы – счастливый обладатель андроид-устройства и, естественно, компьютера на базе windows. Рассматривать iMac и совместимые устройства я, к сожалению, не имею возможности, но уверен, там все происходит подобным образом. Примеры будут на основе Ableton, хотя можно использовать и другие секвенсоры с поддержкой миди. Теперь насчет андроид-устройства. В моем случае – это телефон Lenovo A750 с Android ICS 4. Опять же, на более ранних ОС я не имею возможности проверить, так что будем отталкиваться от такой конфигурации.

Программы я выбрал бесплатные, доступные на сервисе Google-Play. Ссылки будут указаны далее. Первая – это Touch OSC (https://play.google.com/store/apps/details?id=net.hexler.touchosc_a). Вторая – FingerPlay MIDI (https://play.google.com/store/apps/details?id=com.flat20.fingerplay&hl=ru). И если первая позволяет работать, в общем, без дополнительных программ (со своим драйвером), то вторая требует установки на компьютере своего сервера в виде отдельной программы. Но обо всем по-порядку.

Подготовка

Для начала нам нужно установить виртуальные миди-порты. Как это сделать, я описывал в статье про миди-маппинг. Кто не знает – читаем. Во-вторых, у нас должно быть настроено соединение wi-fi, со статическим ip-адресом. В windows 7 это можно проверить (сделать), зайдя в В«Центр управления сетями и общим доступом-Беспроводное сетевое соединение-Свойства-Протокол интернета версии tcp/ipv4В» (рис. 1).

Рисунок 1. Установка статического IP-адреса на компьютере.

Как видим на рисунке, установлен статический адрес 192.168.1.57. Нам нужно будет запомнить этот адрес, он нам пригодится далее, в настройке программ на андроиде.

Во-вторых, должно быть установлено wi-fi соединение между компьютером и телефоном. Вариантов тут много. Лично у меня установлен обычный роутер wi-fi, со стандартными настройками, через него и соединяется компьютер и телефон. Возможны и другие варианты подключения напрямую телефона и компьютера через wi-fi, но это тема отдельной статьи. Предполагаем, что соединение между компьютером и телефоном существует. Теперь устанавливаем на телефон вышеуказанные программы и будем начинать.

FingerPlay MIDI

Первая пограмма – FingerPlay MIDI. Кроме основной программы в памяти телефона, она требует установки сервера на компьютере, для создания собственного канала, через который будут передаваться миди-сообщения в виртуальный порт (Midi-Yoke) на компьютере. Для начала настроим ее в телефоне. Запускаем ее, нажимаем на значке настроек (кнопка с шестеренкой) и попадаем во вкладку Settings (рис. 2).

Рисунок 2. Настройки FingerPlay.

Во-первых, устанавливаем Server type – FingerServer. Во-вторых, в Server Address устанавливаем ip-адрес нашего компьютера. Теперь на компьютере разархивируем FingerPlayServer.zip и запускаем run.bat. Хочу обратить внимание, что для его работы необходимо наличие java. Итак, появляется окно, в котором мы видим статус подключения телефона и компьютера. Теперь на телефоне ставим галочку напротив Connect to server и если все правильно, то статус превратится в Connected to 192.168.1.57 (или адрес вашего компьютера). Окно сервера на компьютере тоже изменится, показывая, что устройство подключено (рис. 3).

Рисунок 3. Окно сервера FingerPlay.

Как видим, в статусе – Phone connected, что означает, что телефон подключен, а также отображается на какой выход приходят миди-сообщения (Midi-Yoke 1). Кроме того, в настройках на телефоне, мы можем выбрать другое виртуальное миди-устройство (рис. 4).

Рисунок 4. Выбор миди-устройства для вывода сообщений.

Вот, собственно и вся подготовка. Теперь можно покрутить любой регулятор и в окне сервера появятся сообщения о том, какой параметр изменяется. Теперь самое время перейти в Ableton.

В Ableton нам достаточно выбрать то, миди-устройство, которое указано в FingerPlay (в нашем примере, Midi-Yoke 1) (рис. 5).

Рисунок 5. Включаем Midi-Yoke 1 в Ableton.

Если все правильно, то теперь можно замапить разные контроллеры и кнопки. И касаясь экрана на телефоне, управлять параметрами в Ableton. Например, перейдем в раскладку (Layout) для микшера в FingerPlay (она занимает среднее положение на панели справа, см. рис.6).

Рисунок 6. Раскладка микшера в FingerPlay.

Теперь в Ableton нажимаем Ctrl+M, включается режим миди-маппинга. Нажимаем, к примеру, на регуляторе громкости первого канала в Ableton и касаемся первого регулятора на экране телефона. Если все правильно, в карте маппинга появится новая запись (рис. 7).

Рисунок 7. Новый параметр в карте миди-маппинга.

Нажимаем Ctrl+M для возвращения в обычный режим. И теперь если мы касаемся первого регулятора на экране, у нас изменяется громкость на первом канале в Ableton! (рис. 8).

Рисунок 8. Регулятор на экране телефона управляет регулятором в Ableton.

Вот и все, миссия выполнена. Аналогично можно замапить кнопки, которые находятся в другой раскладке FingerPlay и пользоваться.

Touch OSC

Это приложение отличается от предыдущего мультиплатформенностью. Его клиент доступен не только для андроида, но и для iOs. А сервер, соответственно, может работать и на mac-совместимых компьютерах. Но я буду рассматривать связку android+windows 7, как и упоминал выше. Сервер для windows можно скачать на официальном сайте по этой ссылке: http://hexler.net/pub/touchosc/touchosc-bridge-1.0.1-win32.zip.

Устанавливаем его в телефон и на ПК, если все верно, то в системном трее на ПК появится иконка TouchOSC bridge (рис. 9).

Рисунок 9. Сервер TouchOSC Bridge установлен и запущен.

Обращаю внимание на то, что данная программа умеет работать не только по миди-протоколу, но и по протоколу OSC. Нас интересует в данном случае миди. Что касается соединения с компьютером — требования те же (см. выше). Теперь перейдем к настройкам TouchOSC на телефоне. При запуске программы сразу запускается окно настроек. Здесь мы кликаем на Midi Bridge (рис. 10) и вписываем ip-адрес нашего компьютера.

Рисунок 10. Настройки Touch OSC в телефоне.

Здесь есть одна сложность, с которой я очень долго промучился. Дело в том, что у меня телефон ни в какую не хотел показывать мой компьютер в списке Found Hosts. Там постоянно отображался 0. Несмотря на это, все заработало замечательно, так что не обращаем на это внимание и продолжаем. Переходим в Ableton.

В Ableton, как несложно догадаться, нам нужно выбрать миди-порт Touch OSC. На этот раз это собственный порт, который появляется в системе после установки сервера (рис. 11).

Рисунок 11. Настройки Touch OSC в Ableton.

Теперь можно пробовать мапить кнопки и регуляторы в Ableton, как указано выше. Аналогично можно использовать наш андроид-контроллер и в других секвенсорах.

Немного об интерфейсе и возможностях

Особых сложностей, как видим, не возникает. Лично для меня самой большой сложностью было законнектить компьютер с телефоном, и то, только в случае с TouchOSC. А что же они по сути нам предлагают в качестве контроллеров? Сразу скажу, что TouchOSC будет посильнее и в плане интерфейса, и в плане уже готовых раскладок.

Рисунок 12. Раскладка Keys в TouchOSC.

Здесь доступно 5 раскладок, в каждой из которых по 3 закладки. На рисунке 12, к примеру мы видим, что есть даже раскладка одной октавы пианино. Поддержка мультитача присутствует. Кроме того, в Touch OSC есть гораздо большее количество контроллеров – тут и клавиатура и всевозможные регуляторы, фейдеры, кроссфейдеры, X-Y-контроллеры. Finger Play, к сожалению, обладает всего несколькими типами контроллеров, клавиатуры нет. И раскладка у него всего лишь одна. Зато, в отличии от Touch OSC, здесь можно собственноручно, без проблем редактировать эти раскладки, создавать свои. Конечно, придется разобраться в синтаксисе, либо использовать онлайн-конструктор (https://dl.dropbox.com/u/1856630/fingerplay/index.html). Хотя он работает, мягко говоря, не очень хорошо. В Touch OSC загрузка раскладок доступна только для iPod, iPhone. Редактирование возможно и на windows. Хотя в сети есть способ как загрузить свою раскладку на андроид-устройство. Но метод довольно сложный.

Итог

Что ж, на данный момент обе программы со своими обязанностями вполне справляются. У каждой есть плюсы и минусы, но тем не менее, имея ноутбук, wi-fi и телефон на базе андроид можно успешно использовать телефон в качестве контроллера. Если же выбирать из этих программ, я все же отдаю предпочтение Touch OSC.

Farmatique, 12.03.2013CJCity.ru

Комментарии (4)

27.02.2015 в 01:10 Fl Studio   Софт   Оборудование  

Для того что бы использовать Ваш гаджет в качестве Midi устройства, необходимо иметь Fl Studio от одиннадцатой версии.

aaa3546b-77c4-4ee2-a775-71e0b891d4ef.jpg

Далее необходимо скачать в PlayMarket или Itunes (в зависимости от установленной на вашем портативном устройстве операционной системы) программу «IL Remote». Она бесплатна в обоих случаях.

201fd0e2-db56-4961-b966-47d32f9d86ae.jpg

Основной компьютер и мобильное устройство должны быть подключены к одной и той же Wi-Fi сети.

2e6d25e8-dda9-4c34-ae6c-2b3ff610e0a9.jpg

После проведения всех этих действий, необходимо зайти в FL Studio и включить функцию «Enable Image-Line Remote». (Options–Midi settings)

Теперь связь между вашим Пк и гаджетом установлена. Программа имеет множество различных функций, имеет возможность тонкой настройки. Также можно создать свой пресет.

На скриншоте выше, можно увидеть пример пользовательского пресета. На нем имеется 16 пэдов, транспортная панель, кнопка включения метронома, кнопка переключения между режимами SongPattern, два программируемых кноба и один фейдер. Также хотелось бы заметить, что отсутствует какая либо задержка, программа работает идеально. Если у Вас она все таки имеется, проверьте размер буфера звуковой карты или установленного «асио» драйвера.

В заключении несколько примеров использования данной программы:

Купить БитПродать БитЗаказать Бит С этой статьёй так же читают Расскажите друзьям Последние комментарии Интересная статья? Ситуация с мобильными студиями сейчас следующаяАудио

  • Android — с low-latency аудио на андроиде все очень плохо, с туманными перспективами, ничего применимого как серьезный инструмент (даже для перфоманса или скетчинга) нет. Latency до 200 мсек (!!) кошмарный непредсказуемый джиттер (в том числе из-за того что разработчики вынуждены маскировать latency квантизацией). На некоторых особо мощных платформах latency падает 70 мсек, но ситуацию это не спасает. Существует 3 (ТРИ) механизма вывода звука в Android API, но ни один из них не работает бессбойно, в т.ч. специально заточенный для low latency. Разработчиков трясут со времен Android 1.6, но ни в 2.2, ни в 2.3 проблемы не исправлены и low latency нет (хотя в 2.3 обещали). В 4.0 разрабочики сначала опубликовали (поспешно?) что мол low latency работает, но до сих пор новых известий нет. Есть заявка на решение проблемы очень давняя, но сподвижек тоже пока нет. Говорят, проблема в middleware или в архитектуре в целом. Есть ДВЕ серьезных разработчики под андроид — SunVox Александра Золотова и FruityLoops компании Image Line. SunVox вышел под Android 2.3 11.01.2012, обзор я напишу чуть позже, а разработчики FruityLoops отрапортовали с полгода-ГОД назад что мол «есть первые успехи», однако прогресс завяз на «работает над low-latency движком», есть два видео с Galasy SII и Motorola Xoom, где даже по видео видна заметная задержка (маскируемая бэкграунд-музыкой). Впрочем, судя по тому что пишут в интернете, Xoom и в Caustic дает 70ms (против моих 170ms или 90ms на Sony Tablet S).
  • Apple IOS (iPhone, iPad, iPod touch) — все прекрасно, чрезвычайно низкое latency (вплоть до профессиональных 2-4 мсек!). В ядре системы есть поддержка внешних устройств usb-аудио и usb-midi (преимущественно в iPad). Существует специализированная периферия, к примеру Alesis IO Dock для iPad. К айпаду можно подключить внешнее usb-generic audio устройство, к примеру Zoom H4n (будет работать в качестве аудиокарты). Как появится свой айпад, попробую подключить Zoom H4 и проверить latency. Под  платформу выпущено изобилие вполне серьезного и полезного софта, realtime-синтезаторов, MIDI-утилит.
  • Maemo5 (nokia n900) — возможности потрясающие, но платформа мертва. Портированы серьезные синтезаторы SunVox, Bristol. У bristol подтормаживает все, у изумительного SunVox даже без разгона N900 интерфейс просто летает, а аудио поначалу не тормозит. На сложных треках/синтезаторах с аудио начинаются проблемы, но не забываем, что n900 — это телефон, хоть и с современным процессором. Latency при игре на экранной клавиатуре замечено не было вообще.
  • Meego — думаю, что много хуже, чем в Maemo5, но не изучал архитектуру Meego. Bristol и SunVox пока нет на MeeGo.
  • WebOS? не изучал вопрос, возможно, не лучше чем в Android, т.к. также используется java-middleware прослойка, зависит от реализации low-latency audio API
  • NintendoDS — есть решение DSmidi, выпущены неплохие синтезаторы, к примеру виртуальный Korg MS-20, который, насколько я помню, впервые появился именно на DS.

MIDI

  • Android — средне, в самой платформе нет (по крайней мере в 2.3) встроенных средств midi, хотя по идее в недрах андроида скрывается нормальная ALSA, однако всевозможные решения MIDI-over-UDP (over-WIFI, over-IP) проработаны на уровне приложений, о самых ярких и удачных представителях — ниже.
  • IOS — отлично, в операционке iPad на уровне ядра есть coremidi, полноценный стандартный эппловский движок работы с миди-устройствами. Базовый (по крайней мере IOS 4.2) поддерживает как rtpMIDI (midi-over ip), так и подключение к coremidi внешних контроллеров через USB черезiPadCamera Connection KIT, список работающего через USB MIDI-оборудования есть тут: http://iosmidi.com/devices/ также существует специализированные аппаратные решения типа Line6 midimobilizer (для iPad, iPhone, даже для iPod Touch), Akai Synthstation25 (для iPhone/iPod Touch)/Synthstation49 (для iPad). Line6 midimobilizer выпускается в двух видах — проприетарный интерфейс (первое поколение устройства, поддержка устройства должна быть реализована приложением, их немало, список на их сайте), второе поколение работает через coremidi. Есть возможность подцепить первое поколение midimobilizer через программку-бридж к coremidi (midibridge).
  • Maemo5 — существует два приложения, позволяющих управлять DAW по wifi — qmidictl, djcontrol. Из ядра зачем-то исключен alsa_seq, но учитывая что Maemo5 — это чистый линукс (без прослоек ява), дособрать модуль несложно, был бы софт. Виртуальные синтезаторы Bristol и SunVox поддерживают MIDI (но только через ядро). Bristol по ALSA, JACK, OSS, а SunVox — непонятно как, но скорее всего по ALSA. Есть fluidsynth, который по идее может играть sf2, но все упирается в поддержку alsa_seq. Кросс-компилировать модули ядра я пока не умею, но в планах все-таки попробовать.

ПриложенияAndroid

  • TouchDAW — интегрируется в десктопный DAW (я так понимаю, в Cubase посредством dll-ки в папке Cubase, как у Novation Remote). Программа-монстр с неплохой заявкой на серьезность и функционал. В режиме интеграции умеет управлять DAW (Cubase) и вероятно, получать данные из кубейза обратно. Есть «экраны» (фактически, виртуальные устройства): Микшер (4 федера на треки+мастер), Транспорт (основные клавиши управления транспортом и джог), Клавиатура, XY-пэд. Работает по следующим протоколам инкапсуляции MIDI в IP: RAW (ipMIDI, MIDI2Net), RTP (OsX NetworkMIDI известный также как rtpMIDI). В качестве адреса назначения можно указать конкретный хост (я попробовал забить мультикаст и броадкаст-адреса,  андроид преобразовал их в нужные пакеты корректно).
  • FingerPlay — очень красивая, простая и удобная MIDI-поверхность. Имеет три экрана: 2 XY-пэда, 8 фейдеров, 5×3 дрампэдов. Работает по двум протоколам: проприетарный FingerPlay, и довольно распространенный OSC. Для протокола FingerPlay существует кросс-платформенный Java-аплет. В семерке работает корректно. Само приложение отчего-то часто подвисает при смене экрана.
  • MyPiano — наиболее устойчиво работающий (после отключения визуализации нажатия) «фортепианный» миди-контроллер. Задержка аудио 70-120 (с джиттером, т.к. для маскировки лэтенси похоже включена жесткая квантизация по шестнадцатым). Отправляет широковещательные пакеты в формате RAW (эта программа называет его «MIDI over WIFI», к программе подходит кросс-платформенный DSMIDI-аплет на Java). В роли миди-контроллера работает стабильно (насколько это возможно для WiFi). Хост-получатель выбрать нельзя, но можно выбрать канал MIDI.
  • Musical Pro — монстр, фактически General Midi wave-table синтезатор. Задержка с аудио как везде, будем говорить о MIDI. Работает в трех режимах — 4×2 дрампэд, клавиатура на полный экран, клавиатура разделенная на две части (в верхней части экрана к примеру, верхние октавы, в нижней — нижние). Траспорт — «MIDI over WIFI» (RAW, DSMIDI), предлагается ввести точный адрес хоста-получателя. Думаю, мультикаст и броадкаст-адрес тоже подойдет.
  • DJ Controller — две вертушки, кросфейдер. Транспорт MIDI — все тот же MIDI over WIFI, выбора хоста нет, принудительно широковещателен, но канал MIDI выбрать можно.
  • Jasuto — неудобный, замороченный полностью модульный синтезатор в стиле Reactable/Reaktor/Nord Modular без нормальной документации, интересным показались модули OSC. Вероятно, он умеет принимать MIDI-сообщения по этому протоколу (есть модули OscNote и OscCC). Конечно, в условиях типичного (кошмарного) для платформы Latency серьезного применения даже для перфомансов нет.
  • Редакторы аудио, в т.ч. многодорожечные не рассматриваю, они есть — TapeMachine, ReLoop
  • Неплохие автоаккомпаниаторы (грув-машины) — EasyBand (5+), ChordBot (4+), gruvtron (3+). Грувтрон единственное приложение которое не запустилось у меня на 2.2, но пошло на андроиде 2.3. Честно говоря, апгрейда прошивки это приложение не стоит.
  • Caustic — прекрасный, переспективный, интересный, мощный (если бы не косяки андроида — задержка 170мс) имитатор TB-303/606/909, wavetable. Автора, выбравшего андроид в качестве платформу можно только пожалеть. Впрочем, он не теряет оптимизма и пишет, что наловчиться работать с лэтенси можно. И действительно можно, это же не лайв, а секвенсор-грувбокс в стиле Reason/Rebirth.
  • Electrum — драм-машина в стиле Electribe с традиционно большим latency. Чтобы замаскировать latency, программа даже не отображает подсветкой какой шаг она играет в данный момент. Тем не менее, юзабельно, биты рождаются «на раз».
  • Драм-имитаторы (дрампэды, но без миди с генерацией звука). Это несерьезно насколько вообще может быть. Я уже писал, что существует ТРИ механизма воспроизведения аудио в Андроиде, каждый со своими родовыми болячками. Те драм-имитаторы, что работают с терпимым лэтенси и без квантизации, умирают если играть чуть слишком быстро для Андроида. Остальные квантизируют удары по шестнадцатым чтобы замаскировать проблемы с latency. Не рассматриваю, т.к. из-за квантизации сыграть с произвольным ритмом не получится.
  • Обучающие игре на фортепиано программы-тренажеру по типу «падающих нот». Мое мнение, что в случае с Android они откровенно вредны! В ноты попасть из-за latency на слух невозможно, лишь визуально. Для человека уже чувствующего связь между нажатием и звуком играть — мучение. Впрочем, выучиться попадать в ноты можно, достаточно отключить звук и «играть» на клавишах визуально, как в аркаде.

Источники — авторский опыт, продолжительный детальный гуглинг, личный опыт работы с Android, перехват пакетов через WiresharkIOS (iPhone/iPad/iPod Touch)Начало обзора (пока — очень кратко) можно почитать в этой моей статьеСтатья черновая, будет пополняться.Используемые источники:

  • http://cjcity.ru/content/android-ustroystva-midi-kontrolleri.php
  • https://beatmaker.tv/article/kak_ispoljzovatj_planshet_ili_telefon_v_kachestve_midi_ustrojstva_v_fl_studio
  • https://intheyear9595.livejournal.com/994.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Андрей Ульянов
Наш эксперт
Написано статей
168
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации