Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Как правильно расставить колонки: 10 шагов

kak-vybrat-passivnye-kolonki-24.jpgСодержание

Акустические системы делятся на два основных типа: активные и пассивные. Главное различие между ними – наличие встроенного усилителя в активных колонках и отсутствие такового в пассивных. У каждого свои преимущества и недостатки. Поговорим о пассивной акустике.

Что это значит?

Пассивные колонки не оснащаются встроенным усилителем. Это значит, что акустическую систему придется собирать из нескольких узлов, что не всегда под силу сделать начинающему любителю хорошего звука или обывателю. Чтобы колонки «заиграли», требуется минимальный набор устройств: усилитель звука и коммутация (специальные акустические провода). Типичные пассивные колонки можно увидеть в комплекте с музыкальным центром: чаще всего такой комплект представляет собой сам проигрыватель, небольшой усилитель и отдельно подключающиеся к нему посредством обыкновенных медных проводов колонки. Также пассивная акустика применяется на концертных сценах. Самая суть таких систем в её простоте, как следствие, в надежности и возможности более тонкой настройки.

К колонкам подбирается усилитель (разнообразие которых поражает воображение), в отдельных случаях приобретается кроссовер (чтобы развести весь звуковой поток на отдельные частоты), а также акустические провода и кабели в зависимости от условий. Всё это представляет собой интереснейший и творческий процесс. Все колонки звучат по-разному: есть мнение, что пассивная акустика (особенно в деревянном корпусе) звучит приятнее и мягче, чем не могут похвастать активные колонки в пластике, с четко подобранным к ним цифровым усилителем.

kak-vybrat-passivnye-kolonki-5.jpg

Достоинства и недостатки

Неоспоримыми достоинствами пассивных звуковых систем является простота. Сама колонка представляет собой:

  • корпус – деревянный или пластиковый;
  • динамик – основной низкочастотный;
  • динамик высокочастотный типа «рупор»;
  • разделительный фильтр – распределяющий звуковой сигнал по самим динамикам.

К необходимости выбора усилителя можно относиться по-разному, но есть ряд важных преимуществ: можно выбрать усилитель соответствующей мощности с запасом, соответствующей нагрузки (что является важным фактором в случаях использования мощных колонок), подобрать необходимое число каналов и способ фиксации кабеля в нем (предпочтительнее винтовые клеммы).

Достоинством смело можно назвать цену: пассивная акустика стоит дешевле активных колонок, на разницу в цене можно позволить себе усилитель. За деньги, на которые можно купить только активные колонки, можно собрать целую звуковую систему, которую можно дорабатывать и совершенствовать со временем (что может стать интереснейшим увлечением и играть важную роль в выборе для кого-то).

kak-vybrat-passivnye-kolonki-9.jpg

Теперь о недостатках. Основными недостатками пассивных акустических систем обычно являются габариты и вес: такие колонки редко ставят на стол или полку, чаще крепятся к стене или устанавливаются на пол, иногда ставят на стойки. Сопровождающая коммутация также занимает место: усилитель и кабели, другая аппаратура при её наличии. Всё это может стать серьезными недостатками, если установка планируется в небольших помещениях.

kak-vybrat-passivnye-kolonki-10.jpg

Обзор видов

Есть несколько основных типов колонок по назначению. В зависимости от условий эксплуатации, выбирают колонки не только по параметрам мощности, но и по конструкции-назначению как таковой. Рассмотрим основные. Полочные колонки предназначены для установки на стол, полку или другую горизонтальную поверхность. Такие колонки можно поставить на столик для телевизора, компьютерный стол или на полку, прикрученную к стене. Такой вариант станет прекрасным решением для небольшого помещения: колонок можно использовать несколько и вполне эффективно озвучить пространство.

Напольная акустика устанавливается на пол: обычно имеет вертикальную, многополосную конфигурацию. Акустика выбирается также исходя из мощности, объема помещения и условий установки. Такие колонки можно расположить по краям телевизора – получится хорошо озвученный домашний кинотеатр.

Напольную акустику можно поставить в углы небольшого помещения, она не займет много места и прекрасно его озвучит.

Концертная акустика – это целый комплекс аппаратуры и коммутации, включающий в себя не только колонки (нередко многополосные) и усилитель: обычно в набор входят отдельные низкочастотные колонки (сабвуферы), кроссовер и другие интересные девайсы. Всё это призвано качественно озвучивать концертные площадки и залы – редко попадает в руки обывателей, в домашних условиях такие акустические системы не используются.

Различают «домашнюю» акустику и «профессиональную» (эстрадную). Эти системы предназначены для разных задач. Профессиональными системами озвучивают большие залы, площадки, дискотеки и стадионы: системы выдают качественный звук и создают высокое звуковое давление. Профессиональные колонки от концертных отличаются следующими нюансами:

  • применение в конструкции динамиков высокой эффективности;
  • управляемый угол направленности звука.

Домашняя пассивная аудиосистема может выполнять различные функции: полочной компьютерной аудиосистемы или звуковой системы домашнего кинотеатра. Качественное звучание создает в доме наиприятнейшую атмосферу.

Как подключить?

При подключении колонок к усилителю звука следует обращать внимание на технические характеристики комплекта, такие как мощность и сопротивление. Музыка зазвучит в полной мере только в случае правильно подобранных характеристик: мощность усилителя должна быть равна мощности акустики или немного мощнее. При этом усилитель не следует «разгонять» на полную мощность: пределом можно обозначить около 90% его мощности – это сбережет акустику, не будет искажать звучание. Большую часть времени эксплуатации предельная нагрузка обычно не допускается.

При подключении важно учитывать сопротивление. Обычно усилители адаптированы под сопротивление 2, 4 и 8 Ом. Сопротивления 8 и 4 Ом встречаются чаще. Для работы колонок с сопротивлением 2 Ом потребуется усилитель 6 кВт, что является большой мощностью и нечасто встречается у обывателей. Чем больше нагрузки, тем больше шансов столкнуться в лучшем случае с потерями мощности.

Есть два основных способа подключения акустики к усилителю – параллельное и последовательное соединение. В каждом отдельном случае сопротивление ведет себя по-разному: в последовательном – складывается, в параллельном – падает. Это важно учитывать в том случае, когда требуется подсоединить больше двух колонок. Также нужно учитывать сопротивление кабеля, особенно это важно при большой его длине: чем меньше сечение жилы (толщина), тем больше сопротивление. Подключая колонки тонкими проводами на большое расстояние, надо понимать, что мощность сигнала упадет.

Если колонки подключаются к винтовым зажимам, важно соблюдать фазировку: подсоединение контактов к соответствующим «-» и «+». Для удобства провода и контакты окрашиваются в черный и красный цвета соответственно «-» и «+».

Если фазировка не соблюдена, возникают нарушения звуковоспроизведения: диффузоры двигаются в обратном направлении. Особенно это заметно, когда расфазировка случилась только на одном из двух динамиков.

kak-vybrat-passivnye-kolonki-18.jpg

В звуковых системах обычно используются следующие разъемы и типы коннекторовм: Speakon, Jack (stereo/mono), XLR и винтовые клемы. Винтовые клеммы и другие зажимы контактов чаще встречаются на старых усилителях или технике любительского класса, также часто используются соединения типа jack. Speakon (чаще 4-х контактные) используются в двухполосных акустических системах для соединения мощных колонок акустическими кабелями большого сечения. Предположим, стоит задача подключить собранную акустическую систему к компьютеру. Система состоит из усилителя звука и набора колонок. Рассмотрим самый простой алгоритм на примере: компьютер, усилитель, 2 или 4 колонки (сателлита).

Осуществить контакт между компьютером и звуковой системой можно посредством кабеля jack-rca*2, он представляет собой мини Jack на одном конце и два «тюльпана» на другом. Мини Jack подключается к компьютеру – в разъем для наушников. Тюльпаны подключаются к усилителю – в линейный разъем, согласно цветам. Колонки с усилителем соединяем посредством медного двухжильного кабеля, закрепив его на винтовых клеммах согласно фазировке. Затем включаем усилитель и выставляем уровень звука и другие настройки.

Звуковые волны отражаются от всех твердых поверхностей: окна, шкафы, мебель и рамы. При правильном расположении в пространстве система должна хорошо зазвучать. Для этого колонки устанавливают согласно назначению подальше от слушателя и отражающих поверхностей. Звук будет особенно хорошим, если в таком помещении колонки установят на приглушенную поверхность, например, с ковром. В таком случае звук не будет так сильно отражаться от стен и искажаться.

При соблюдении всех этих многочисленных условий пассивная акустическая установка принесет массу приятных эмоций.

Окунувшись в мир звука, можно надолго потерять покой и по-настоящему увлечься темой акустики, постоянно экспериментируя со всем разнообразием техники, предлагаемой звуковой индустрией.

В следующем видео вас ждет обзор пассивных полочных колонок Edifier P12.

Корректная расстановка акустических систем в комнате

Эта статья открывает цикл материалов, рассказывающий о наиболее волнующих вопросах, которые, так или иначе, возникают при подборе и инсталляции домашнего театра. Сегодня мы поговорим о возможных вариантах расстановки акустических систем в комнате. Само собой, будут рассмотрены и типичные ситуации с отечественными малогабаритными комнатами.

Как всё должно быть в идеале

Не секрет, что построить серьёзный домашний кинотеатр, соблюдая все правила, можно только при наличии двух вещей: желания и больших денег :-)В идеале для домашнего театра отводится специальное помещение. Особо состоятельные ценители кино часто строят комнату специально под домашний театр. Геометрия комнаты в таком случае рассчитывается специально под определённую аудиосистему, которая и будет установлена в помещении. Да и акустическая оптимизация помещения проводится очень серьёзная. Но в этом случае площадь комнаты часто зашкаливает за сотню квадратных метров, а стоимость оборудования и работ может оцениваться во многие десятки или даже сотни тысяч долларов. Именно поэтому таких проектов в наше время не так много, как можно подумать. Чаще при наличии достаточной суммы денег выделяется отдельная комната (обычно 30-80 м²) под домашний кинотеатр, а стоимость оборудования и работ не превышает нескольких десятков тысяч долларов. Но большинство людей не имеют таких серьёзных финансовых возможностей, да и выделить специальное помещение для этого мероприятия часто бывает нереально, поэтому строить театр приходится в одной из жилых комнат своей квартиры. Сегодняшняя статья будет интересна как раз этой категории людей.Но первым делом необходимо рассказать об отправной точке. То есть о том, каким образом акустические системы домашнего кинотеатра должны располагаться в комнате, если соблюдать все правила. Сразу оговорюсь, что про установку сабвуфера в данной статье речь не пойдёт, поскольку расположение сабвуфера в комнате — это персональное мучение каждого кинотеатрала. Дело в том, что звучание сабвуфера сильно зависит от акустики помещения, от расположения в комнате предметов интерьера и, собственно, от места расположения самого сабвуфера и слушателя. И тут существует огромное количество возможных комбинаций, описать даже часть которых просто нереально. А по сему, могу предложить два метода решения проблемы установки сабвуфера:1. Включите какую-нибудь музыкальную композицию с чётким и выразительным басом (скажем, такую, в которой будет звучать акустический контрабас) и начните экспериментировать: поставьте сабвуфер в какое-либо место комнаты, сядьте на заранее определённое место прослушивания системы домашнего театра и слушайте. Если бас чёткий, чистый и не гудящий, если вы слышите не «кашу» и «грохот», а именно контрабас, то можете оставлять сабвуфер на том месте и радоваться, что эксперимент так удачно и быстро закончился. Если же бас вас не устраивает — продолжайте пробовать ставить сабвуфер в другие точки комнаты и слушать результат. Не исключено, что придётся сделать в комнате небольшую перестановку мебели….2. Второй вариант называется «от противного». Он проще, эффективнее и отнимает меньше времени. Но помните, что бас в тестовой музыкальной композиции дожен быть как можно более продолжительным по времени и однообразным по звучанию, ведь вам предстоит… ползать по комнате. Итак, поставьте сабвуфер на то место, где вы предполагаете сидеть во время просмотра кино. Включите тестовый трэк и начинайте неспеша ползать по комнате. К сожалению, ползать придётся на четвереньках, чтобы голова оказалась на высоте около 30-40 см. от пола. Это не очень-то удобно, но делать нечего. Цель этого мероприятия — найти то место в комнате, где бас работающего сабвуфера будет наиболее комфортным и корректным. Туда и ставьте сабвуфер.Ну а далее мы будем говорить лишь об установке основных каналов — полнодиапазонных акустических систем фронтальных каналов, тыловых каналов и центрального канала.Если представить, что все акустические системы совершенно одинаковы, акустика помещения также идеальна и есть свободное место, то ставить колонки следует, глядя на эту схему. В данном случае описывается модель расстановки системы для работы комплекса по схеме 5.1 (пять каналов, один сабвуфер). Именно при таком расположении АС и производится сведение многоканальных саундтрэков к кинофильмам в современных студиях:Центр и фронтальная пара расположены на линии виртуальной окружности, радиусом которой является расстояние от слушателя до центральной АС, а центром окружности — голова слушателя. Расстояние от слушателя до каждой из фронтальных АС и центральной АС равны. Расстояние между фронтальными АС равно расстоянию от слушателя до каждой из АС. Тыловые каналы расположены на таком же удалении от слушателя (также на виртуальной окружности) под углом примерно 110° к оси «слушатель — экран». В этом случае минимизируются все возможные неточности, связанные с искусственной задержкой, вводимой для компенсации звучания при некорректном расположении АС в пространстве, а также уравнивается влияние акустики помещения на все АС. В теории все каналы совершенно равнозначны как по громкости, так и по звуковоспроизведению, что нам и нужно в настоящем домашнем театре. На практике же многие неточности в подборе и размещении АС можно скомпенсировать электроникой AV-ресивера или AV-процессора.На следующей схеме приведена схема идеального размещения АС в домашнем кинотеатре, работающим с 7.1 звуком. В данном случае тыловых АС не 2, а 4 — две из них расположены строго по бокам слушателя, а две других — сзади.Так что, если позволяют возможности и ситуация, при расстановке АС в домашнем театре нужно ориентироваться именно на эти две схемы размещения (для 5.1 системы и для 7.1 системы), ибо они являются референсными. Только не забудьте про акустическую обработку помещения — это очень важная деталь при постройке домашнего театра. И отнестись к этому нужно серьёзно, поскольку плохая акустика помещения с лёгкостью «убьёт» звук даже самого дорогого и грамотно подобранного комплекса.

Как это выглядит на практике

Если попытаться построить 5.1 домашний кинотеатр по референсной схеме, то выглядеть это будет примерно вот так:Если же у вас есть желание построить кинотеатр не только для двух-трёх человек, а устраивать просмотр всей семьёй или с друзьями, то самым логичным решением будет просто поставить несколько лишних кресел. Однако, и тут есть свои подводные камни. Например, размещать всех сидящих вот таким образом не стоит.Дело в том, что сидящие по краям (на креслах) слушатели будут находиться вне зоны сбалансированного звукового поля (зелёная зона на рисунке), потому что будут ощущать явный дисбаланс каналов театра: ближайшая тыловая АС будет буквально «долбить» в ухо (нет-нет, название Dolby Digital не от этого пошло), а наиболее удалённой от сидящего в крайнем кресле фронтальной колонки практически не будет слышно. Ввиду чего, полностью пропадёт эффект присутствия в гуще событий, и удовольствия от просмотра не будет никакого.Разместить всех корректно можно, поставив диван и кресла следующим образом:Если комната, в которой установлен домашний театр, имеет площадь около 25-30 м², то одна пара тыловых АС не сможет охватить всех сидящих (а размещать в такой комнате более 5-6 человек не следует) — в этом случае крайне желательно установить вторую пару тылов (как на схеме). То есть, получится, что каждая пара тыловых АС работает для определённой зоны (в данном случае, для одного ряда сидящих людей) — именно так и происходит в больших кинотеатрах: в зале устанавливается множество АС тыловых каналов, чтобы каждый сидящий не чувствовал дисбаланса каналов в системе.Если попробовать построить домашний театр 7.1 по референсной схеме, то выглядеть система будет примерно так:Опять же, в случае желания обустроить театр для 5-6 человек, можно воспользоваться дополнительной парой боковых АС окружающего звука (пара тыловых АС будет в любом случае одна). Если же комната достаточно большая, то можно воспользоваться референсной схемой размещения для 7.1 систем (рисунок выше). И ещё: в случае построения 7.1 системы по схеме с двумя парами боковых АС окружающего звучания (как на рисунке ниже) необходимо первую пару боковых АС окружающего звучания чуть сместить назад, относительно первого ряда сидящих, и сориентировать динамики этих боковых АС на первый ряд (как на схеме ниже), иначе зрители второго ряда будут слышать звук боковых АС первого ряда, то есть тыловые колонки первого ряда окажутся для сидящих во втором ряду впереди, и, следовательно, перестанут быть тыловыми — получится не очень хорошо, так как многие эффекты будут воспроизводиться не совсем корректно.

Если комната не слишком велика

В совсем небольших комнатах наиболее распространённой является схема с расположением телевизора у одной стены, а дивана — у противоположной, строго напротив. И это наиболее логичная схема с точки зрения референса. Однако, многие люди пытаются втиснуть в зону эффективного озвучивания ещё пару кресел, как, например, на рисунке:Нет, уважаемые, так делать не надо. Причина та же самая: сидящие в крайних креслах всё равно не будут находится в «зелёной зоне» (поэтому удовольствия от просмотра не будет никакого), да ещё и тыловые АС будут загораживать собой. Так что наиболее правильной является вот такая схема размещения, если речь идёт о комнате площадью 10-20 м²

«Я так хочу!» или «по-другому не получается»

Очень часто встречается ситуация, когда домашний театр пытаются поставить по диагональной схеме. И должен вам сказать, уважаемые читатели, что это весьма неудачная идея.Часто многие приносят план комнаты и говорят: «у меня будет система стоять вот так — это уже решено».И затем следует второй вопрос: «куда повесить тыловые АС, чтобы всем сидящим было комфортно?». Ответ — это невозможно. При таком расположении слушателей создать корректное звуковое поле можно только для одного человека, сидящего в угловом кресле. Просто при попытке повесить тыловые АС широко, дабы охватить всех сидящих, получится ситуация, когда для сидящего в угловом кресле тыловые АС окажутся впереди, а сидящие на диване всё равно будут слышать заметный дисбаланс каналов. Так что остаётся «театр для одного человека»При этом, крайне желательно разнести фронтальные АС немного в стороны, дабы соблюсти принцип равностороннего треугольника (см. референсную схему). При желании, вместо кресла можно поставить диван — в этом случае фильмом смогут насладиться двое или трое, но тогда тыловые АС придётся вешать немного шире. Главное не перестарайтесь: помните, что желательно соблюдать угол 110° для тыловых АС (см. референсную схему).А вот примеры совсем некорректного размещения АС комплекса. Думаю, не надо объяснять причину — достаточно взглянуть на референсную схему.

Насущные вопросы

На какую высоту надо вешать тыловые АС?— Поскольку колонки часто имеют разные характеристики направленности, то вымерять каждый градус или сантиметр не стоит. Постройте угол 30-40° с вершиной в точке прослушивания, где за нулевую высоту принимается уровень головы слушателя. Старайтесь максимально точно следовать референсным схемам (для систем 5.1 и для систем 7.1). Получится, что тыловые АС будут висеть выше головы слушателя (примерно на 0,6-1,5 метра в зависимости от расстояния тыловых АС до слушателя). На картинке изображены рекомендации по размещению настенных тыловых АС в 5.1 системе. В комплексе 7.1 высота АС определяется аналогичным образом, а размещение в горизонтальной плоскости — согласно схеме.Если же тыловые колонки в системе не будут располагаться на стене, а будут стоять на полу, то сильно переживать не стоит. Хотя лучше, когда тыловые АС являются «полочниками», ведь в этом случае есть возможность использовать довольно высокие подставки (1-1,5 метра — в зависимости от расстояния от слушателя до АС) или даже повесить эти АС на стену (существует множество кронштейнов для этого).А как вешать дипольные тыловые АС?Имеет ли смысл строить 7.1-систему в небольшой комнате площадью 10-15 м²?— Особого смысла в этом нет, поскольку АС окружающего звучания будут находиться довольно близко от головы слушателя, а значит легко локализовываясь на слух, что не есть правильно. А в случае расположения дивана вплотную к стене театр 7.1 вообще не возможен. Так что лучше построить 5.1, но с умом.Насколько можно отступать от референсной схемы?— Что касается вариантов расположения АС, то это уже описано выше. Можно лишь сделать одно дополнение: если домашний театр строится в относительно большой комнате с расчётом на размещение нескольких (более 3) человек, то центральную и фронтальные АС лучше размещать в одну линию. Если же говорить о расстоянии от слушателей до тыловых АС, то крайне желательно соблюдать хотя бы симметрию. То есть, расстояние до левой и правой АС должны быть равны в идеале. Но если это не так, или если возникают ещё какие-то небольшие отклонения от референсной схемы (особенно, в плане расстояния), то бить тревогу не стоит, поскольку в современных AV-ресиверах и процессорах существует множество настроек для компенсации не корректного размещения АС в довольно широких пределах.«Мой дизайнер отвёл под компоненты домашнего театра и колонки следующие места в комнате: вот тут, тут и тут» —> logo.png —> Оценить:

Инсталлируем систему правильно

Формат современных квартир редко когда позволяет добиться идеальных параметров при инсталляции системы. Между тем, правила размещения АС в комнате прослушивания исключительно важны. И даже очень дорогие акустические системы могут не дать того самого сверхъестественного звука, который был в салоне, при их неверной установке дома. Описанные десять шагов при расстановке колонок помогут как начинающим аудиофилам, так и продвинутым – ряд тонкостей вполне можно забыть, пытаясь не испортить интерьер.

<isrc>7 самых высокобюджетных хорроров в историиПугаем дорого!aa6c943fb12a7dc343ab7d7ac9c23a89.jpgКак выбирать музыку для тестирования стереосистемы10 треков, которые расставят точки над «i»6b5f2eb85f58d743d36f1042d1f75868.jpg7 лучших фильмов об НЛО из 1990-хПравила общежитияd21aecfd800eb6aabf3f34c045f60ce2.jpgТоп 10 музыкальных центров из СССРЭто Hi-Fi, это дорого!78a6ec43f4895d8ac311c9aedb6d0384.jpg9 советских картин, ставших популярными за рубежомНаши за границей

Новости17.02.2020Как делают конденсаторы Duelund Coherent AudioОпубликован интересный ролик — видеозапись работы станка, на котором создаются знаменитые конденсаторы от Duelund Coherent Audio. На этот…17.02.2020Sergey Perov представил новые колонкиSergey Perov показал проект своей новой рупорной акустики экстра-класса. Спикеры оформлены в корпусах, напоминающих по форме раковину улитки, и…17.02.2020«Винил Джем 2020» – система компании OPERLYКомпания OPERLY – молодая современная компания по проектированию и производству аудиокомпонентов класса High End. Все продукты содержат…17.02.2020Rush «Permanent Waves» — виниловое издание к 40-летнему юбилеюКонцептуальный альбом группы Rush 1980 года «Permanent Waves» одновременно оказался и самой популярной работой группы, прочно вошедшей в горячую…16.02.2020B.audio B.dac one – новый ЦАП из ФранцииМолодая французская компания B.audio выпустила новую линейку компонентов, открывает которую цифроаналоговый преобразователь B.dac one.Объявления17.02.2020Herbie Nichols Trio ‎– The Prophetic Herbie Nichols Vol. 1 & 2Blue Note ‎– K18P-927217.02.2020The Red Garland Trio ‎– Groovy – LPSMJ-6504(M), Japan, 1976, MINT17.02.2020Phineas Newborn, Jr., And Trio ‎– Fabulous PhineasRCA ‎– RJL-2536, Japan, 1981, NEAR MINT17.02.2020John Coltrane ‎– Stardust ‎– LP джаз пластинкиPrestige ‎– VIJ-226, Japan, 1984 17.02.2020McIntosh Plinius Mark Levinson Accuphase Threshold Spectral Bryston LAMM Gryphon CHORD Manley CARY McCormack Air Tight Jadis BAT Classe Blue Note PASS LABS Unison Spectral и дрсрочный выкуп Вашей Hi-End аппаратуры, из любого регионаФорум17.02.2020Деки NAKAMICHIКассетные, катушечные магнитофоны (аудио)17.02.2020Измерительная техника для …Кассетные, катушечные магнитофоны (аудио)17.02.2020Альтернатива JBL 4367Акустические системы среднего и высшего класса17.02.2020Фонокорректор под …Любителям винила17.02.2020приобрел еще один …Кассетные, катушечные магнитофоны (аудио)Используемые источники:

  • https://stroy-podskazka.ru/kolonki-dlya-kompyutera/passivnye/
  • https://www.ixbt.com/dvd/ht-room.shtml
  • https://www.hi-fi.ru/magazine/audio/kak-pravilno-rasstavit-ko/

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Андрей Ульянов
Наш эксперт
Написано статей
168
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации